Фото: AP/Scanpix
Незаслуженно мало внимания было уделено рассказу когда-то внушительного политика Яниса Страуме о том, как важно проснуться. Страуме проснулся на утро после муниципальных выборов, и его сразу посетило видение о том, как спасти латышский народ.

Это совсем просто — надо взять в правительство "Центр согласия". Вроде мы это уже слышали. Вроде бы слишком просто, если уж народу действительно грозит опасность. Можно даже сказать, что рассказ Страуме отличается от прочих подобных историй простотой.

"Когда я проснулся утром 2 июня и увидел итоги выборов, я понял, что у Латвии есть шанс реализовать политику, которая может спасти нацию", — рассказал Страуме газете Diena. Увиденные результаты выборов "дают мне большой оптимизм думать, что мы наконец можем надеяться, что государство развернется в правильном направлении", пожелал он. Этот разворот "значит, что то, что случилось в Риге, можно реализовать на уровне страны".

Наверное, стоит напомнить, что случилось в Риге. Речь идет о том, что бригада Нила Ушакова и Андриса Америкса выиграла муниципальные выборы и осталась у власти в столице. На уровне страны это означало бы правительство "Центра согласия" — партнера путинской партии "Единая Россия".

Московские поползновения

Страуме, конечно, не первый, кто советует протащить "ЦС" в правительство. Но, во-первых, он не какой-то политический маргинал, всеядный идеолог-оппортунист или засланный неизвестно откуда провокатор.

Янис Страуме — это заслуженный "национал-патриотический политик" со времен Атмоды и член ТБ/ДННЛ до 2011 года. Он был председателем и ТБ/ДННЛ, и Сейма. Если бы в начале 2006 года не произошел скандал с публикацией разговоров Юрмалгейта, во время которого в числе прочих новых фразеологизмов ("взял и кинул", "самый большой кретин") всплыл и "Батька", как организаторы схемы по-дружески могли называть Страуме, то его снова избрали бы в Сейм. Быть может, при таком раскладе он до сих пор решал бы государственные вопросы. 

Во-вторых — и это более важно — он не первый пламенный латышский националист "с твердым хребтом", который проснулся с прокремлевским видением спасения Латвии.

Андрей Пожарнов — это тоже один из бывших лидеров ТБ/ДННЛ. Он даже был министром. Четыре года назад стартовал на выборах в Риге как второй номер ТБ/ДННЛ. На этот раз он баллотировался уже от "ЦС"/ "ЧСР" (но не прошел, избиратели Ушакова его не поддержали).

Зато композитор и многолетний депутаты от ТБ/ДННЛ Имант Калниньш в январе пережил еще более драматичное пробуждение и в открытом письме латышскому народу прямо заявил, что хочет быть "в одних окопах" с Лукашенко и Путиным.

"Для меня неприемлемо и пугающе то, что сегодня происходит в Латвии. Я ищу в мире тех, кто пытается этому противостоять, и вижу, что по соседству президент Беларуси Александр Лукашенко старается защитить свой народ и страну, как бы не возмущались "демократические" шакалы обанкротившегося Запада", — заявил Калниньш. И добавил: "У нас по соседству президент России Владимир Путин не позволяет превратить свою страну в проходной двор, в трактир или игорный дом, куда каждый может влезть со своими порядками и, если повезет, урвать что-нибудь в свой карман". Калниньш выразил надежду, что "может, однажды и в Латвии появятся такие государственные мужи".
Было бы неверно списывать такие заявления как случайность, нехарактерную для политиков этого фланга. Но было бы также наивно считать это проявлением усталости и разочарования "националистов" старой гвардии в противовес истинно латышской свежести молодой крови Visu Latvijai!.

Правда, Райвис Дзинтарс махнул рукой, сказав, что у Страуме "период политической течки". Но его собственное время политической течки видно на знаменитых фотографиях (авторства некоего Paradniex), на которых он ведет дружеские беседы с Евгением Осиповым, который демонстрировал нацистское приветствие, и которого Полиция безопасности считает экстремистом. Того самого, который в 2011 году вместе с Владимиром Линдерманом собрал подписи за референдум по второму госязыку.

Даже при всем желании верить, что это было давно и совсем не так, стоит отметить недавнее замечание автора идеологии "истинных латышей" Яниса Иесалниекса в твиттере о том, что Имант Калниньш — это не "экс-национал" даже после преклонения перед восточными диктаторами. "Среди националистов есть и восточное, и западное направление", — пояснил на прошлой неделе член правления VL–TБ/ДННЛ, "управляющий содержанием социальных сетей" (как Иесалниекс себя именует).

Истинный национал Путин

"Восточное направление" в партии латышских националистов может показаться гротеском, несовместимым с якобы последовательными выступлениями VL–TБ/ДННЛ против "ЦС" и "русских" вообще. Но Иесалниекс знает, что говорит.
Путинский режим с его антилиберализмом, антиамериканизмом, вождизмом, ксенофобией и государственным национализмом в стиле Муссолини все чаще становится источником вдохновения для западных радикальных националистов.

Например, лидер Национального фронта Франции Мари Лепен в 2011 году открыто восхищалась Путиным и заявила, что если в 2012 году победит на президентских выборах, Франция выйдет из НАТО и попытается создать союз с Россией и Германией.

В Европе уже наблюдались явления, напоминающие метаморфозы Батьки и Иманта Калниньша.

Премьер Венгрии Виктор Орбан долгое время был настолько агрессивно антирусским, что даже призвал бывшие страны советского блока создать "санитарный кордон" от Балтийского до Адриатического моря против неоимпериалистической России. Но в этом году на встрече с Путиным в Москве он уже восторгался по поводу "могучей России" и утверждал, что "у нее не только великое прошлое, но и будущее". Орбан подтвердил, что Венгрия хочет тесного сотрудничать (хозяин Кремля ответил: "Мы ждали вас в Москве… добро пожаловать обратно!").

В прошлом году в Венгрии вступила в силу новая конституция, которая вместе с другими законами времен Орбана существенно ограничивает демократию, независимость судов и гражданские свободы, но поддерживает венгерский этнический национализм и прокладывает дорогу к однопартийной системе. Зато Visu Latvijai! и в этом году праздновала государственный переворот Карлиса Улманиса 15 мая 1934 года. "Поздравляю всех, для кого это важно", — вещал Дзинтарс.

В круг адресатов поздравления вписываются и Орбан, и Путин, и Лепен, и "истинные националисты" других стран, которых в 2002 году студент Дзинтарс считал признаком "новых веяний" против "распадающегося" Евросоюза. Тогда он заявил: "Членство в ЕС несовместимо с латышской Латвией". Промосковские партии тоже были против членства в ЕС, пусть и без риторики про "латышскую Латвию". Веяния того времени логически переходят в Латвии в "восточное направление". 

"Я уважаю "ЦС" больше, чем любую другую из латышских партий", — признался Иесалниекс журналу Playboy (и добавил: "Если не считать Нацобъединение"). Мол, "ЦС" враждебен интересам Латвии, но это "довольно открытый" враг, а "во время битвы ты не можешь не уважать врага". 

Иесалниекс не может себе позволить излишнюю откровенность. В отличие от западных "националистов", у которых есть враги другой национальности и для которых выражение симпатий к Путину не являетя грехом, местные "националисты" ради раздражения рефлексов избирателей (Иесалниекс называет это "поддержанием национальных инстинктов") должны быть "против русских" . Это взаимовыгодное позиционирование в бутафорских окопах, риторический нюанс в сходном для обеих сторон видении государственного и общественного устройства. Пробуждение Яниса Страуме и гимн Иманта Калниньша в честь Путина — это просто более правдивое, пусть и неполиткорректное душевное излияние "истинных латышских националистов".

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !