Foto: F64

Едва ли хоть кто-либо из латвийских журналистов и экспертов обладает сегодня достаточной информацией, чтобы объяснить тонкости отношений между руководством банков ABLV, Norvik и президентом Банка Латвии Илмаром Римшевичем.

Показания сторон разнятся, а правоохранительные органы предлагают не связывать три эпизода между собой. Впрочем, в любом случае понятно, что происходящее попадает под определение банковско-финансового кризиса, который будет иметь вполне конкретные последствия не только для тех, кто в нем так или иначе участвует, но и для всей страны и ее жителей. Кто выиграет и кто проиграет в этой ситуации?

Кто в выигрыше

Сторонники теории "Большой брат следит за Латвией". В последние годы на политическом и экономическом уровне в Латвии получила популярность теория, что Соединенные Штаты ослабили свое присутствие в Балтийском регионе, передав его под патронаж Брюсселя и местных политических элит. В качестве причин назывались избрание Дональда Трампа, текущие военные конфликты, ухудшение экономической ситуации в США и т.д. Однако последние события показали, что Латвия по-прежнему находится в фокусе внимания Вашингтона. Одним посланием министерства финансов США буквально за неделю был "обесточен" латвийский банк, который еще в 2016 году занимал третью позицию в рейтинге самых прибыльных банков.

Заокеанский след присутствует и в скандале вокруг банка Norvik, вступившего в открытый конфликт с латвийским государством и лично Римшевичем: с января этого года заместителем председателя совета банка назначен бывший генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Стоит добавить, что у Соединенных Штатов никогда не было особых экономических интересов в странах Балтии — для Вашингтона важно, чтобы в "аквариуме было прозрачно" (читай: чтобы не было подозрительных российских денег), а проблемы стабильности латвийской банковской системы, которые могут возникнуть в результате геополитического противостояния, придется решать уже самой Латвии и Евросоюзу.

Скандинавские банки. ABLV — далеко не первый латвийский банк, который попадает в поле зрение надзорных служб. В июле прошлого года Комиссия рынка финансов и капитала и Федеральное бюро расследований США констатировали, что латвийские банки — Norvik banka и Rietumu Banka — не соблюдают нормативные акты в сфере предотвращения легализации преступно нажитых средств и финансирования терроризма. На оба финансовых учреждения были наложены штрафы.

В мае 2016-го в связи с уголовным делом о легализации нажитых преступным путем средств, совершенной группой лиц, Экономическая полиция провела обыски в принадлежащем Валерию Белоконю Baltic International Bank. Обвинения, касающиеся проведения подозрительных финансовых сделок, предъявлялись и уже ликвидированному Trasta Komercbanka. На практике любые подобные скандалы обычно оборачиваются для банка не только штрафами, но и потерей капитала. Известно, что за последнюю неделю клиенты ABLV вывели со счетов порядка 600 млн. евро. Как повлияла возникшая паника на состояние счетов Norvik Banka, пока официально не сообщается. Но, в любом случае, можно предположить, что основными бенефициарами в данной ситуации окажутся работающие в Латвии скандинавские банки, к которым перейдут вклады взволнованных жителей.

Политические борцы с коррупцией и противники России. После некоторого перерыва тема борьбы с коррупцией вновь выходит в Латвии на первый план, давая дополнительные козыри перед выборами отдельным политическим силам. Еще месяц назад возглавляющий правительство Союз "зеленых" и крестьян являлся второй по популярности политической силой в стране, а деятельность министра финансов Даны Рейзниеце-Озолы, несмотря на проводимые ей непопулярные реформы, по данным опроса SKDS, позитивно оценивал каждый третий житель Латвии. Новые рейтинги могут оказаться неутешительными для правящей партии, а ее политические позиции начнут ослабевать: партнеры по коалиции и оппозиционные партии будут активно расшатывать правительство, требуя отставки отдельных министров или сразу всего Кабинета.

Банковский кризис отразится и на принимаемых Кабмином решениях. Если СЗК до сих пор позиционировал себя в качестве относительно умеренной и прагматично мыслящей партии, рискнувшей, например, утвердить список профессий для завоза гастарбайтеров, то последующие решения правительства, скорее всего, будут оставаться в узких рамках националистической идеологии, к которой традиционно тяготеют Visu Latvijai!/ТB-LNNK и партия "Единство".

Кто проиграет

Латвийская казна. По словам еврокомиссара Валдиса Домбровскиса, происходящие в Латвии события пока не оказывают влияния на макроэкономическую ситуацию и кредитный рейтинг страны, но угрожают ее международной репутации. На практике это будет означать падение котировок акций латвийских предприятий, снижение доходности латвийских облигаций, отток инвестиционных вкладов. К счастью, наличие евро, а не лата исключает угрозу девальвации национальной валюты под давление панических настроений. Но в то же время нетрудно предположить, что, выбирая между тремя странами Балтии, зарубежный инвестор предпочтет открыть бизнес в той стране, где глава Центробанка не обвиняется в получении крупной взятки.

Латвийский финансовый сектор. В латвийских СМИ уже публикуются экспертные мнения о том, что латвийским банкам нужно прекратить обслуживать финансовые счета нерезидентов, особенно, российского происхождения. Тенденция не нова. По данным Комиссии рынка финансов и капиталов, в 2016 году общий объем вкладов зарубежных клиентов сократился примерно на 26,3% или 3,3 млрд. евро. За год латвийские коммерческие банки отказались от работы с 19 тыс. клиентов, которые не прошли оценивание по критериям риска. Сегодняшний скандал, по сути, может поставить жирный крест в планах развивать Латвию как региональный финансовый центр.

Сфера обслуживания. Отток нерезидентов будет означать снижение спроса на целый сектор услуг, который развивается вокруг этой категории вкладчиков, — юридические услуги, финансовый консалтинг, рынок недвижимости, индустрия красоты, образование, транспорт, частная медицина и т.д. Вряд ли мы узнаем официальные суммы потерь. Но понятно, что с учетом уже имеющегося пересыхания транзитных потоков, фактического закрытия программы ВНЖ и низкой международной конкурентоспособности налогового режима возможности для дальнейшего роста латвийской экономики заметно ухудшаются.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!