Foto: RIA Novosti/Scanpix
Российский Sputnik вышел на латвийскую орбиту накануне Дня всех влюбленных — но взаимной любви в общественной атмосфере от этого больше не стало.

Тут же предостерегающий рык издала нежными устам своего пресс-секретаря Петерсоне сама Полиция безопасности (дескать, сайт sputniknews.lv — это плохо: российская пропаганда), а представитель структуры, отвечающей за домен .lv, поспешил пригрозить: как только наши правоохранители увидят в латвийском "Спутнике" крамолу, его немедленно закроют. Вообще-то агентству "Россия сегодня", большим международным проектом которого является "Спутник", у нас в стране уже отказали в регистрации в прошлом году. С суровой формулировкой: "содержание этого СМИ противоречит конституции Латвии".

На выходных в "Фейсбуке" мой знакомый и коллега-журналист пожаловался, что его демонстративно не узнала преподаватель журналистики ЛУ Анда Рожукалне. В журнале Freecity она не только уничижительно оценила профессиональный уровень латвийского "Спутника", но и заявила, что ни одно из найденных на сайте имен авторов ей не знакомо. Мол, не иначе псевдонимы (подразумевается: контора пропагандистская, попахивает Лубянкой, всюду секретность и анонимность). Правда, возмущавшийся в "Фейсбуке" коллега свои материалы на сайте подписывает собственным именем, и он не замаскированный тролль из ФСБшного бункера — в этом я перед г-жой Рожукалне ручаюсь. Впрочем, тем хуже для коллеги — та же преподаватель ЛУ прямо предупредила, что с кремлевскими пропагандистами многие местные ньюсмейкеры, возможно, откажутся общаться. Дабы не лить воду на мельницу врага.

В том, что "Спутник" этот — военный, наша власть не сомневалась никогда. Не какой-нибудь там передатчик информации, нет — оружие противника, чьи агрессивные намерения очевидны. А какое может быть отношение к агенту врага — даже если этот человек двадцать лет работает в латвийских СМИ, всем прекрасно известен и ни в чем противозаконном сроду замечен не был?

Все происходящее живо напомнило мне прошлогодний шторм в местных СМИ, поднятый идеей местного контрпропагандистского телеканала на русском языке. Тогда все тоже быстро уперлось в вопрос лояльности латвийских русскоязычных журналистов (а кому еще работать на таком канале?). Бдительные защитники tēvzeme un brīvīb’ы, помнится, вопрошали: вы что, этим закоренелым ненавистникам латвийской государственности хотите дать народных денег?! Да они вместо того, чтоб прикрыть спину родине, тут же всадят в нее дюжину ножей! Тезис о закоренелых ненавистниках подтверждался ссылкой на уже существующие русскоязычные телеканалы, куда, случается, ходят разные Линдерманы и говорят, что Крым их. Расстояние между Крымом и Ригой в расчет не бралось.

Что ж, одним русскоязычным каналом в марте станет меньше — уже повод для оптимизма. Правда, журналистов закрывающихся время от времени русских СМИ может сманить очередной "Спутник", но с ним, даст бог, правоохранительные органы все-таки разберутся. С журналистами, буде понадобится, тоже. А-ла гер ком а-ля гер.

То, что в не воюющей ни с кем Латвии в ходу риторика войны и логика войны, никого не смущает. Не подвергается сомнению, что вероломное нападение путинской России на нас уже состоялось. Пока только информационное — но даже наши университетские преподы чувствуют себя добровольцами на передовой. Не говоря уже о героических чиновниках, передергивающих затворы отказных постановлений в окопах кабинетов. Идет война гибридная, священная война, и надо же как-то обороняться от пропагандистского оружия массового поражения, которым гвоздят беззащитный Североатлантический блок Маргарита Симоньян и Лиана Минасян, сидя в пунктах управления RT и Sputnik’а. То-то лучшие умы НАТО денно и нощно корпят над новой стратегией противодействия гибридной войне — она, как писала на прошлой неделе The Wall Street Journal, должна быть готова к июльскому саммиту блока в Варшаве.

Только не спрашивайте, в чем конкретно заключается исходящая от России опасность — для нас? Не для Украины, не для Свободной армии Сирии — а для НАТО, Брюсселя, Варшавы, Риги? Не спрашивайте — потому что в Риге это все национально мыслящие патриоты и так всегда знали, а Брюсселю и Лондону доходчиво объясняют аналитики. BBC Two давеча вон не только объяснило, но и показало — как именно у нас, в Латгалии, случается новый Донбасс с российскими зелеными человечками. ЛТВ обещало закупить киношку — хотя мы и сами все понимаем получше англичан. Лошади кушают овес, Даугава впадает в Рижский залив, Путин мечтает захватить Латвию, а латвийские русские видят в счастливых снах танки Т-90 на Brīvības iela, вновь переименованной в Ленина.

Правда, у самих латвийских русских уточнить не потрудились. Да и зачем? Во-первых, они смотрят российские федеральные каналы, симпатизируют Путину и отмечают 9 мая — а разве это совместимо с лояльностью Латвийскому государству? Во-вторых и в главных, их — наша, латвийский русских — роль совершенно не в том, чтобы озвучивать свою позицию: лояльную или нелояльную. Наша задача — служить пугалом. Чтобы латышские политики в картинном ужасе показывали на нас избирателям, а НАТОвские военные — своим правительствам, распределяющим деньги на оборонку.

Придуманная война с придуманным противником на придуманном фронте прекрасна тем же, чем любая фантазия — она не предполагает ответственности. Если пользоваться образностью под стать минувшему Дню влюбленных, получится, что и политики, и пропагандисты, и телезрители по обе стороны Зилупе ублажают сами себя, воображая садомазохистские картины — причем и у би-би-сишников, и гендиректора "России сегодня" Дмитрия Киселева перед внутренним взором один и тот же радиоактивный пепел. Правда, тогда придется признать, что нам, латвийским русским, в этих актах досталась роль секс-игрушки. Которая в процессе, конечно, участвует — но интересоваться ее мнением никому не придет в голову.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!