Почему несгибаемый коммунист считает, что советская власть и КПСС — это хорошо, а буржуазная Латвия — плохо.
Я вступил в КПСС, находясь на срочной службе в Советской армии
, мои взгляды совпадали с тем, что было написано в Уставе и Программе партии. Никакого дискомфорта по поводу коммунистической идеи я не испытываю.

Я сознательно шел на отбытие наказания, потому что знал, что невиновен. Я не думал, что к правосудию можно относиться так, как те, кто меня судил. Я не испугался, наказание отбыл, и остался верен своим идеям. И на йоту от них не отступил и в "Центре согласия".

Предательство не случилось в один день. Начиная со времен Хрущева, все шло не по социалистическому пути развития.

Сталин был последним руководителем, который работал над теорией марксизма в применении к современности. У него было много ошибок, но не забудем, что весь мир смотрел на Сталина, когда шла Вторая мировая война — Великая отечественная, и все желали успеха Советскому союзу, и Сталину, и коммунистам.

Не могу согласиться с тем, что надо было угождать КПСС. Ни компартия Советского союза, ни компартия Латвии ничего не делали во вред простому человеку, законы в ущерб ему, как это делается сейчас, не принимались. И единственный отчет, которого я боялся, это был отчет перед населением. Сейчас нет ни ежегодных, ни ежемесячных отчетов, ни еженедельных приемов. И ничего не боящиеся чиновники через затемненные окна своих машин не видят глаз простых людей; они общаются только с себе равными, с богатыми. Отсюда и все беды. Не случайно социологический опрос показал, что 60% жителей Латвии считают, что в советское время они жили лучше.

Да, и диктатура пролетариата — диктатура, и диктатура денежных мешков — тоже диктатура. Диктатура реализуется через законы, а диктатура пролетариата — законы в пользу большинства, диктатура буржуазии — законы в пользу меньшинства. И если сегодня более 50% богатств всей страны принадлежит менее 20% населения Латвии, вот вам и диктатура буржуазии.

Сегодня в Латвии верх не берет ни одна из идей: ни националистическая, ни социалистическая, ни коммунистическая. Политика, вроде, левеет, но, к сожалению, выборами это не подтверждается; избиратели, голосуя за правые партии, покупаются на дешевые обещания.

То, что нам, якобы, идеологически ближе обновленный "ЗаПЧЕЛ", чем центристы из "Центра согласия", абсолютно неверно. "ЗаПЧЕЛ" стал еще более националистическим, чем был раньше: они борются за "русскую идею", в их программе записано, что они защищают права русских. Мы же защищаем права всех, потому что латыши чувствуют себя не менее дискомфортно, чем и другие национальности.

"ЗаПЧЕЛ" разваливали не мы, а тот человек, которому обязательно нужно было попасть в Европарламент, хоть и по трупам.

Я не вижу никакой свары между "ЗаПЧЕЛ" и "Центром согласия". Каждый из нас работает по собственной программе, друг на друга мы не нападаем. А то, что кто-то напишет в газету, не означает, что это нужно относить к партии в целом.

Мы, социалисты, не признаем экстремистские лозунги типа "Латыш, не сдавайся!" или "Русские идут!", мы вообще против экстремизма в политике. Одно дело, когда ситуация созрела и общественный строй необходимо менять революционным путем, другое — дразнить разными лозунгами, не понимая, что за ними скрывается.

Глупее ли наши социалисты французских, чей лидер Миттеран был президентом Франции? Так ведь и социалисты бывают разными. Большинство социалистов в мире — правые, мы — на марксистской основе, и с другими социалистами, а также социал-демократами не всегда нам по пути. Нам по пути с теми, кто свои взгляды строит на марксистских принципах.

В будущем абсолютно и бесповоротно собственность на средства производства будет общественной. Сегодня экономика "большой восьмерки" есть, а дальше ее может не быть — мир развивается, а не стоит на месте. В капиталистическом мире очень сильно растет сопротивление рабочего класса, общественное сознание, наблюдаются ростки, которые уведут собственность от чрезмерной концентрации в одних руках — работники выкупают акции предприятий.

Социалистическая партия получила пожертвование в пять латов от человека, у которого, как потом оказалось, была не погашена судимость. KNAB обязал нас эти "незаконные средства" заплатить в Государственную кассу, что и было сделано. А "зеленых крестьян" суд обязал заплатить, если не ошибаюсь, 180 тысяч незаконно полученных денег, а они не заплатили. То же и с Народной партией после выборов в 9-й Сейм. Деньги они не возвращают в Госкассу потому, что они правят. А если бы мы свои пять латов не вернули, нас бы приостановили, закрыли.

Считать объединение "Центр согласия" русским — неправильно. Так говорят те, кому выгодно вбивать клин между латышами и русскими. Президент Затлерс сказал, что русские Латвии — самые лучшие русские; считаю, что так делить нельзя, нехорошо.

В Уставе объединения "ЦС" нет никаких идеологических вопросов, ни буржуазных, ни марксистских. Главная его цель — построить в республике социально защищенное общество. Мы объединились ради решения чисто прагматических задач.

Не только Аргалис когда-то говорил, что Рубикс был лучшим мэром Риги. В свое время и Джемма Скулме на одном из собраний партийного актива говорила, что республике очень повезло, что в Риге есть мэр Рубикс, но не повезло, что в Совете министров не те люди. А елку выбирать меня Биркс не пригласил, так как я был мэром Риги советского времени. Выходит, что елку выбирают только буржуазные мэры.

Ни письменных, ни устных соглашений у "ЦС" с Jaunais laiks не существовало и не существует. И если мы, по сути, не можем голосовать против социальных предложений "Нового времени", мы голосуем за.

В политике ничего нельзя исключать, ни один союз не является вечным, особенно, когда этот союз тактический, а не идейный, не идеологический.

Еще столько впереди, что ой-ой-ой!


Статья подготовлена на основе беседы на тему "Социалисты в центре. … в "Центре согласия" Альфреда Рубикса и Григория Зубарева в его очередной программе из цикла "С властью — по-русски" на "Новом радио" (в эфире по понедельникам, с 17 до 18 часов; вопросы к гостям программы принимаются, в том числе, и на портале DELFI, в рубрике "Интервью").

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!