Foto: DELFI
Нашумевшее исследование Всемирного банка по поводу нашего здравоохранения открывает множество неприглядных истин о том, насколько некачественные услуги жители Латвии получают в целом ряде больниц.

В Латвии ежегодно умирают младенцы и молодые мамы. Происходит это лишь потому, что отдельные малые больницы не в состоянии в достаточном количестве обеспечить квалифицированных специалистов. Люди умирают или страдают от тяжелых побочных эффектов после операций лишь потому, что их оперируют хирурги, которым не хватает опыта. Отношение государства и политиков все эти годы было направлено на то, чтобы позаботиться о зданиях и учреждениях, совершенно забывая о людях. Да и сейчас часто возникают дискуссии о будущем или финансировании той или иной больницы, а не о том, как спасти жизни большего числа людей.


Это отношение укоренилось даже в больших больницах, которые должны были бы показывать пример. Но и там демонстрируется совершенно неприемлемое отношение к пациенту. Случай с пациентами с катарактой в «Страдыни», где всех приглашают прийти к восьми утра и вынуждают ждать в коридоре до вечера, является вопиющим примером непрофессионального и непростительного отношения (увы, не единственным). Виновные лица должны быть наказаны. Совсем не обязательно быть суперквалифицированным руководителем, чтобы обеспечивать приглашение людей таким образом, чтобы им не приходилось часами просиживать за дверью. В частном секторе с такими задачами справляется квалифицированный секретарь. В госбольницах с этим не справляется даже высококвалифицированный менеджмент. Это неприемлемо, и такое отношение к пациенту впредь не допустимо.


Суть реформ во всей медицине можно свести к изменению отношения. Задача и цель системы – не развивать больницы, вводить е-медицину или повышать оклады. Цель системы – вылечивать людей. Все остальное нужно только для достижения этой цели.


Политиков, особенно с приближением муниципальных выборов, очень заботит судьба региональных и малых больниц. Конечно, мы не можем пойти путем, который рекомендует Всемирный банк, создавая центры, где была бы сосредоточена амбулаторная помощь. Первичный уход сейчас не таком уровне, чтобы полноценно выполнять свои функции. В результате малым больница приходится затыкать возникающие дыры. Без этих больниц и без функций, которые они де-фактор выполняют, уровень обслуживания населения ухудшится. Однако я ни в коем случае не допущу, чтобы больницы, где матери и дети умирают в родах только из-за низкого уровня учреждения, продолжали принимать роды или осуществлять другие операции такого уровня, для которого у них просто не хватает квалификации.


В таких случаях будет два варианта: либо больница в достаточном количестве привлекает специалистов соответствующего уровня, либо ей запрещается проводить такие манипуляции, а пациентов доставляют в ближайшую больницу такого уровня, чтобы их там действительно вылечили, а не повергли риску их жизнь и здоровье.


Я в ближайшее время внесу на рассмотрение правительства доклад о реформе и планах развития системообразующих больниц. Этот план обозначает основу здравоохранения, которое должно быть сильным и работать безупречно. При этом нам предстоит большая работа на протяжении многих лет, чтобы изменить качество первичного обслуживания в соответствии с хорошо проверенной скандинавской моделью. Следует обратить внимание на совместную практику частных врачей, доступность дежурных врачей, а также обследований и диагностики в практике семейных врачей на местах. Особенно в регионах, где еще много проблем. К сожалению, пока не все семейные врачи готовы признать, что их работа все-таки нуждается в улучшении и совершенствовании.

В эти несколько месяцев уже удалось кое-чего достигнуть в отношении онкологических пациентов. Резко улучшились сроки, в которые можно попасть в высококлассным специалистам и получить точный диагноз и план лечения. Значит, реформы дают результат и уже сейчас помогают спасать жизни. Согласно приоритетам, которые я выдвинула при вступлении в должность, столь же ощутимых результатов мы вскоре должны достигнуть также в сфере материнского здоровья и родов. При этом надо терпеливо работать над изменением отношения во всей системе.


Несомненно, вопрос зарплат медиков в этом процессе принципиально важен, ведь выгоревший на работе, перетрудившийся, мучимый проблемами бедности врач или медсестра часто не в состоянии оказать пациенту внимание, в котором тот нуждается. Возможности такого врача и медсестры приспосабливаться к переменам, осваивать новое, менять привычное ограничены.


Мы с премьером договорились, что в следующем бюджете вопросу зарплат будет отведено очень важное место. У меня нет оснований не доверять или сомневаться, что так оно и будет.


Ясно, что хотелось бы всего и сразу, но все мы понимаем, что за один год проблемы не решить.


Здравоохранение – одна из основных функций государства. Хороших результатов можно добиться при сотрудничестве правительства, профессиональных негосударственных организаций и каждой заинтересованной стороны. Необходимость перемен назрела и очевидна для всех. Я также чувствую, что в правительстве есть политическая воля для их реализации несмотря на вполне естественное сопротивление отдельных частей системы.


Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!