Foto: EPA-AFI
В ноябре 2009 года в Хельсинки полковник финской армии в отставке рассказывали мне, что Финляндия очень внимательно наблюдала за прошлогодним вторжением России в Грузию. Сказанное касалось прежде всего командования вооруженных сил этой страны и ответственных военных специалистов. Это означало, что высокопоставленному финскому офицеру было о чем подумать. По словам полковника, русские развернули весьма широкую деятельность. Он высоко оценил быструю передислокацию русской армии на Кавказе и ее развертывание для военных действий.

Два дня спустя я полетел на шестьсот километров к северу от Хельсинки, где меня приняли в моторизированной стрелковой бригаде. Мы поговорили с командиром об армейской жизни и на его внедорожнике поехали встречать финских солдат, участвовавших в учениях.

Одна финская рота была на три дня направлена в лес, который начинался сразу за базой. Она получила боевую задачу — уничтожить батальон сил противника, пересекший границу на востоке. Поскольку в операции активно участвовала почти вся рота, мне удалось пообщаться лишь с парой бойцов.

Приближалось 70-летие начала Северной войны, поэтому я расспросил молодого солдата-срочника, что для него значат события прошлого. Парень без наигранного патриотизма ответил, что в этой войне участвовали оба его деда, и финнам удалось защитить свою свободу.

Мы вернулись на базу. В одном помещении примерно десяток резервистов учили, как подготовить и передать информацию о воздушной атаке противника. Другое отделение находилось у своих бронетранспортеров, третье отправилось за пределы базы, получив задание патрулировать в ночное время.

Все это были резервисты, большинство — в возрасте 30-40 лет. Каждые пять лет он должны прибыть в свою армейскую часть и в течение недели освежить военные навыки. По словам командира, срок в пять лет выбран потому, что за это время в вооружении и оснащении появляются новинки, с которыми нужно ознакомить резервистов.

То, что я увидел, убедило меня, что в случае войны Финляндия действительно готова защищаться благодаря 320-тысячной армии, как это утверждается в публичных наглядных материалах.

Недавно, в начале апреля, в Хельсинки я познакомился с финским дипломатом, который работал в ряде "горячих" стран (Сирия, Ливан, Афганистан). В последнее время он много находился на Украине. Начиная беседу, я, естественно, задал вопрос, каковы, на его взгляд, планы Кремля. Ответ был прямой: он сказал, что это завоевание всей Украины, Молоды и Грузии, а затем — захват Эстонии, Латвии и Литвы.

Немного странным показалось его утверждение, что затем аппетит русских распространится и на Финляндию. Опытный дипломат рассказал анекдот. Аудитория в военной академии Финляндии. Один студент, будущий офицер, спрашивает у седого преподавателя военной тактики, почему во всех боевых планах условный противник всегда атакует финнов с востока. Опытного преподавателя такой вопрос удивил. Он задумался, а потом сказал: "Да, действительно, интересно, как это русские ни разу не додумались пойти через Швецию!".

Дипломат говорил прямо. Он утверждал, что эстонцы, как и финны, стараются серьезно относиться к обороне своей страны. О Латвии такого не скажешь. Одних разговоров о членстве в НАТО недостаточно. Когда я возразил, что в финском обществе существует также мнение, что Россия Финляндии не угрожает, и стране не нужно членство в альянсе, он ответил, что надо отделять существенные мнения от некомпетентных. Первые всего учитываются при принятии решений.

А один финский профессор экономики в интервью заявил, что в сложившейся напряженной обстановке не стоит лишний раз злить Россию вступлением в НАТО. Мол, гораздо важнее стабилизировать хозяйственные связи. Видный исследователь профсоюзов Финляндии утверждал, что в основе его чувства безопасности лежит осознание, что в случае войны в этой стране пришлось бы считаться с не меньшим партизанским движением, чем в Афганистане. Зато на 5-й параграф НАТО он смотрит скептически. Американцы и британцы сильно устали от недавних войн, вряд ли им захочется воевать где-то еще.

В одной квартире в Хельсинки мы в который раз говорили об Украине, Кремле и его агрессии. Ко мне в руки попало советское практическое пособие 1930-х годов для Красной армии "Как завоевать Финляндию", переведенное на финский язык. Вдруг я осознал: не стоит сомневаться, что такие книги существуют и сейчас. События в Грузии и на Украине это подтверждают.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!