Foto: LETA

Вчера в парламентскую повестку дня, как обычно перед 16 марта, было включено предложение признать эту дату Днем памяти латышских национальных воинов. Разрешите мне коротко объяснить, почему я считаю, что мы не должны отмечать 16 марта.

Причина очень проста. На заключительном этапе Второй мировой войны, когда Латвия была оккупирована и не считалась государством, мы жили в Остланде (Reichskommissariat Ostland). Политика нацистской Германии была такой же, как политика СССР — уничтожить латышей как нацию и онемечить Латвию. Так же как СССР стремился Латвию русифицировать.

Латышский легион был создан только после разгрома под Сталинградом в феврале 1943 года. Фактически в принудительном порядке — за счет мобилизации. Эти люди не входили в состав национальной латвийской армии, они были лишь частью вооруженных сил Германии. Так же как 130-й латышский корпус был частью советской армии.

В своем сердце латыши по обе стороны фронта боролись за Латвию, с той разницей, что латыши в советской армии хотя бы сначала верили в советскую Латвию и советскую идеологию, в то время как латыши с немецкой стороны не верили Гитлеру или его идеям. Но на это различия заканчиваются.

Мы не должны смешивать идеологии чужих государств и действия, направленные против Латвии, с нашим государственным сознанием, сознанием самих латышей по отношении того, что является государственным и национальным! Иначе мы никогда не освободимся от наследия Советского Союза и нацистской Германии. При введении 16 марта в качестве дня памяти латышских национальных воинов история только повторится, и мы в очередной раз будем бороться не за собственное государство, а впадем в некое шизофреническое состояние, когда одна часть латышей — за одну чужую власть, а другая — за другую.

И 16 марта, и 9 мая — это даты, установленные чужими державами, и они не имеют никакого отношения к решениям командования Латвийских Национальных вооруженных сил! Мы можем и должны вспоминать трагедию латышских бойцов, которые сражались друг с другом по разные стороны фронта, но нам нельзя смешивать это с основами национального государства. Вторую мировую войну спровоцировали Гитлер и Сталин. Оба для нас были и будут одинаковыми врагами, которые истребили сотни тысяч жителей Латвии.

Вместо того, чтобы официально отмечать день, который установила одна оккупационная власть с целью нас фактически истребить, нам стоит задать себе вопрос: не пора ли наконец дать оценку тому факту, что Латвия в 1940 году без малейшего, даже символического, сопротивления позволила себя уничтожить?

Наступил последний момент, чтобы Латвия как полноправная страна ЕС и НАТО возросла в государственном и национальном сознании.

И еще. Три моих дяди воевали на легионерском фронте, и надо сказать, что таким предложением мы фактически оскорбляем членов группировки генерала Курелиса, о которых больше не упоминается, но которые реально пострадали из-за обоих агрессоров, о которых легионеры пели в своих песнях, и которые подчинялись легитимной латвийской власти, Центральном совету Латвии, который в своем время возглавлял Константин Чаксте.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!