Foto: AFI
Экономический аналитик Юрис Пайдерс подводит итоги 2010 года и дает прогнозы на будущее.

Жить стало веселей. А кому-то и лучше

- Первое, что нужно сказать, в сравнении с предыдущей парой лет, в 2010 году наблюдался некий оптимизм и стабилизация.

Совершенно очевидно, что жить стало веселей. И даже лучше. Но преимущественно это психологические улучшения. Люди свыклись с тем, что теперь доходы будут меньше. И уже никогда не будут больше и больше. Поначалу это казалось кошмаром – мир рушился и уходил из-под ног. А сейчас приняли, приспособились. Произошел психологический перелом.

Цифры тоже вроде бы радуют взор. Показатели продаж и другие показатели стали выше, чем в 2009 году. Можно даже не брать статистику – это чувствуется. Ведь любые данные о ВВП проходят проверку на микроуровне: а как там у меня в кармане? И если не соответствует – люди не верят статистике. И в этом году ситуация с деньгами лучше, чем год назад.

- Откуда же они появились, если не секрет?

- Вот это - самое неприятное. Просто мы потратили один миллиард средств, взятых взаймы у валютного фонда и компании. Мы продолжаем жить в долг, мало того, мы продолжаем его наращивать.

Что происходит? Государство берет в долг, продолжает выплачивать определенные зарплаты, а кое-кому и премии. Люди на эти деньги покрывают свои кредитные обязательства перед банками. То есть долги банка заменяются госдолгами. И такая схема эффектно проработала весь 2010 год. Мы нарастили долг, который придется отдавать нашим детям и внукам, зато нам жить стало лучше и веселее. Не всем, но большей части. Поэтому не было злобы людей, поэтому на выборах никого не наказали и выдали мандат доверия тем же, кто нас в эту яму толкал...

- Почему же! Появились и новые молодые лица – Visu Latvijai. Мои знакомые, вполне космополитичные латыши голосовали за них, объясняя, что не верят "старым ворам" и надеются, что молодые будут действовать на благо Латвии. Только что-то не видно, чтобы они продвигали в мир национальную экономику - латвийские шпроты, косметику, трамваи...

- Лично я за них не голосовал. Слишком у них неправдивое название - Visu Latvijai ("Все – Латвии!"). Что-то я не видел, чтобы они голыми ходили, отдав все своей родине (Смеется.)

Кроме того, не верю я ни в какую национальную экономику. Экономика Латвии - многонациональна. А стало быть нельзя провести грань, где латышское предприятие, а где - нелатышское...

На эту тему у меня есть любопытный опыт. В свое время я работал на международную компанию Bonnier (до 2009 года она владела газетами "Диена" и "Диенас бизнес", редактором которой был Пайдерс – прим. авт). Была идея силами нашей редакции выпускать бизнес-газету по Южной Африке. Так вот там были отдельные биржевые индексы для "черных" предприятий и для "белых". То есть тех, которые принадлежали местному черному населению и приезжему белому населению... И эти индексы сильно отличались.

В Латвии не всегда можно такую грань провести. И как же они будут продвигать, скажем, латвийские шпроты, если шпротный комбинат принадлежит русскому? (Смеется.)

Нам бы свечных заводиков. Да побольше

- Вроде бы и безработица у нас оптимистичным образом уменьшается...

- Цифра, о которой все так пекутся, называется "зарегистрированная безработица". Зачастую человек получает пособие 9 месяцев, а потом и перестает регистрироваться. Или наоборот, человек может быть у нас зарегистрирован, как безработный, и получать пособие на счет в банке, а реально находиться в Ирландии и прекрасно работать.

Кстати, в той же Ирландии давно отказались от перечисления безработным пособия в банк. Они выписывают чек, за которым нужно каждый месяц являться физически – доказать, что ты есть, а не уехал на левые заработки. Так что наши цифры не отражают реальную ситуацию на рынке труда.

- Недавно Германия, Польша и Италия объявили о послаблениях требований и квот к гастарбайтерам. Стало быть, им не хватает работников?

- С демографией в Европе не очень. К тому же у этих стран закончились сроки, на которые они вводили ограничения, а теперь они должны перейти на общие законы единого пространства ЕС.

Впрочем, большинство ограничений были лишь формальными. Они касались только легально занятых, для получения номера социального страхования. Но там полно народа трудится нелегально – украинцы, хорваты, турки и наши латыши.

Они увеличивают ВВП страны. Конечно, плохо, что они не платят налогов. Зато они и не претендуют на социальные блага – пособия, здравоохранение и т.д. Поэтому на их существование смотрели сквозь пальцы. Сейчас они получили возможность легализоваться.

- Экономисты прогнозируют, что очень скоро Латвии придется привлекать гастарбайтеров.

- Это очевидно, если посмотреть на демографические данные Латвии. Последние лет пять у нас ежегодно на рынок трудно поступало 30-35 тысяч молодежи (тех, кому за 18). А уходило на пенсию – около 20 тысяч. Вот и получалось, что ежегодно рынок труда прирастал более чем на 10 000 человек. Но так будет продолжаться недолго.

Очень скоро ситуация в корне изменится. Скажем, уже через пять лет на рынок труда войдет около 20 000 человек (те, кому сейчас 13-14 лет), а пенсионного возраста достигнут 28 тысяч. То есть рынок труда уменьшится на 8 000. А на самом деле еще больше. Ведь если старики остаются в Латвии, то молодежь активно уезжает. То есть количество трудоспособного населения станет резко убывать.

Уже сейчас заметно сокращается необходимость в вузах, школах и учителях. По сравнению с тем, что было лет 10 назад. А лет через пять лет придется проводить фундаментальнейшую реформу пенсионной системы. Конструкция, которую разработали в "жирные" годы со схемами первого и второго уровня, станет нереальной. Просто некому будет кормить пенсионеров и делать взносы.

Так что, независимо от окончания или продолжения кризиса, придется находить решение из этой грустной ситуации.

- Ввозить молодых и трудоспособных гастарбайтеров?

- Для начала неплохо бы создавать условия и для своих безработных. В большинстве своем это не сильно образованные люди - грузчики, подсобные рабочие, продавцы...

Недавно я был на дискуссии, где выступал Айвар Лемберг. Он жестко разнес мечту, с которой носятся многие наши "мудрецы": о создании предприятий с высокой добавочной стоимостью. Единственное место, где эту мечту реализовали - ночные клубы, в которых коробочку конфет "Рафаэлло" продавали за 40 латов иностранцам, заказывавшим без предварительного просмотра меню. Вот это прибавочная стоимость – аж 2000%!

В Латвии есть очень много людей, которые не ведают о высоких технологиях. Что в связи с этим делают в Вентспилсе? Например, построили свечной заводик. Там работает много вентспилсских цыган старшего поколения. Да, невысокая добавочная стоимость, зато люди не сидят на шее государства.

Государству нужно говорить не только о высоких материях, но и о людях.

Наш бюджет – сказка про белого бычка

- Новый бюджет-2011 вселяет в вас оптимизм?

- Увы! Помнится еще в начале 2009 года собрались наши предприниматели и политики, чтобы проанализировать кризис произошел и решить, как нам жить лучше. Были разработаны принципы развития Латвии. Решили, что нельзя поднимать минимальную зарплату, если это не связано с ростом эффективности труда. Что надо облегчить налоги на рабочую силу, перенеся их на сферу потребления, особенно товаров не первой необходимости – машин, недвижимости и т.д.

Увы, до реализации светлых идей дела не дошло. Во власти сидели суровые противники идей (вроде компании Шкеле), которые мешали нормально развивать страну. Прошли выборы. И что делает наше правительство? Увеличивают минимальную зарплату по фискальным мотивам.

- Что это такое?

- То есть зарплата не потому что ты стал работать лучше, и работодатель это оценил, а потому что государству надо собрать больше налогов. Ведь не секрет, что большинство платит налоги только с минималки.

Одновременно поднимают налоги на рабочую силу (соцналог +2%) и на потребление (НДС). То есть провели простое арифметическое действие – вычитание. Зато о структурных реформах, о необходимости которых так много говорили представители нынешнего блока "Единство", все забыли.

- Что означают эти структурные реформы?

- Сделать как можно более экономичными самые затратные отрасли – такие как здравоохранение, образование... Знаете, сколько миллионов бухнули в проект E-klase? Лучше и не знать!

А какие суммы уходят в воздух в системе "охраны здоровья". Ничем не оправданные закупки с нереальными суммами! До врачей всем мало дела. Берутся миллионные кредиты, закупается оборудование, ремонтируются здания, а потом все быстренько закрывается - и концы в воду. Зато объявляется, что на здравоохранение нам нужно столько-то, на образование – столько то.

Казалось бы, ребята, откажитесь от таких схем! Латвия не в состоянии их поддерживать. Эти схемы были разработаны и запущены в жирные годы, а нынешнее правительство – наследники той конструкции. Но зачем же им отказываться такого богатого наследства, от того, что так долго и сытно кормило предыдущих министров?! Уж как они ругали Южный мост, а теперь он стал хорош...

Вот и начинается сказка про белого бычка - давайте сокращать пособия, пенсии, увеличивать налоги...

Премьера – на экспорт!

- А вот влиятельный журнал The Economist недавно удостоил нашего Домбровскиса Приза Гудини - за самое яркое политическое выживание. Там утверждают, что если наш Валдис "устанет от латвийской политики, его с распростертыми объятиями будут ждать в Ирландии"...

- Пусть забирают! Нас же все время упрекают, что мы экспортируем рабочую силу в Ирландию. Так давайте теперь экспортировать премьер-министров! Пусть там работает, а сюда шлет деньги на поддержание родных и близких.

- Думаете, он поднял бы экономику Ирландии?

- Не думаю. Главная задача Домбровскиса - договориться о наиболее мягких условиях разрешения ситуации с долгами в Латвии.

- В смысле, чтобы нам все простили?

- Нет. В смысле, чтобы потянуть с отдачей долга. Нам ведь надо начинать платить по счетам уже в 2012 году. Все понимают, что это нереально. Скорей всего. Схема будет такой. Латвия выпустит еврооблигации на сумму долга и продаст их какому-нибудь инвестору. Полученные деньги Латвия перечислит в МВФ, зато останется в долгу перед держателем облигаций. Зато выиграет время.

- Кто это может быть?

- Этого не знает никто. Если будем себя хорошо вести (читай, делать, как скажут), то помогут какие-нибудь "друзья" в Европе.

- Греция взяла гигантский долг, но похоже никто там не собирается затягивать пояса - сегодня они на четвертом месте по среднегодовому доходу семьи (31 тысяча долларов в год). Влезшая в долги Ирландии тоже бедствовать не собирается: минимальную заплату там снизили с 8.65 евро в час до 7.65...

- А никто и не ждет, что эти страны отдадут долги. Ну разве что если произойдет бешеная инфляция и коробок спичек будет стоить 100 тысяч евро – тогда все мы быстро расплатимся с долгами. Такое возможно, теоретически. Сомневаюсь, что Америка собирается гасить свой долг перед Китаем.

Просто если полетит экономика таких больших стран – полетит экономика всего мира. Поэтому их нельзя не спасать. Например, если Греция лопается - то лопается немецкий пенсионный фонд.

- А если мы лопнем, то начнутся проблемы у шведских банков!

- Ну, это ерунда. Неприятно, конечно, но не смертельно. Так что мы должны вести себя правильно... Нам уготована участь - подавать пример другим странам, что возможны любые реформы. Мол, смотрите, ирландцы, вы говорите "это невозможно!", а латыши почему-то могут.

Следующим показательным действием будет, когда нам предложат задешево приватизировать госпредприятия в счет погашения долгов. И снова нас будут показывать большим должникам и говорить: "Вот, Латвия сумела продать. Почему вы не можете отдать то, что хотят купить транснациональные корпорации?"

- Почему мы, а не эстонцы?

- Эстонцы так не вляпались в долги, как мы. Они вели себя грамотнее. У них не было истории с "Парексом", которая стоила Латвии миллиарда. Они вовремя ввели налоги на недвижимость, освобождали от налогов инвестиции в предприятия. В результате, из них сейчас делают хорошую потемкинскую деревню. Мол, вот как будет, если все делать правильно и быть послушными.

Мы тоже стали экспериментальной деревней... мальчиков для битья. Мы занималась очковтирательством. Рапортовали о росте экономики, а сами растили пузырь. Не прошло – нас разоблачили. Теперь расплачиваемся.

На самом деле, Латвию можно вытянуть без проблем. Проблема была в том, что если бескорыстно Латвии помочь, то такой же помощи потребуют все остальные: Греция, Ирландия, Испания, Португалия.

С соседями надо дружить

- Президент Затлерс наконец-то совершил долгожданный официальный визит в Россию. Что нам это даст?

- С экономической точки зрения я не вижу каких-то особых изменений. Рынок не терпит пустых мест. Пока Латвия занималась историей, там уже прочно обосновались Финляндия, Германия и другие. Оттеснить их маленькой Латвии будет не просто.

Этот визит - проявление элементарного здравого смысла. С соседями надо дружить, даже если они тебе не нравятся. Чтобы спокойно спать по ночам. Зачем провоцировать того, кто у тебя за стенкой? Это не способствует условиям нормального жития.

- Особенно комиссия историков для этого необходима!

- Я этого тоже не понимаю. Почему историков, а не географов или экономистов?

Что важнее в данный момент? На мой взгляд, каждый может продолжать жить, оставаясь при своей интерпретации советской действительности. Со своей семейной историей – ее не изменят никакие решения комиссий. Не понимаю, зачем делать историю краеугольным камнем на повестке дня...

- Говорят, если мы будем хорошими, то газ подешевеет!

- Это миф! Я много времени уделил исследованию этого вопроса. Владельцы "Латвияс газе" выбрали неправильную стратегию развития. Вступая в Европу, они объявили: мол, переходим на европейские цены! В результате, в 2004 году цена взлетела в 2,5 раза. А вот цены на дрова почти не менялись. Произошло резкое увеличение доли дров, опилок, брикетов в нашей энергетике. Зато новых клиентов у газовиков уже давно нет. Их цены достигли пика и остановили развитие.

Чтобы заполучить новых клиентов и развиваться, они должны сбавить цены. Они и так бы это сделали. А так получается как бы подарок в честь дружбы народов. Красиво!

Кристина Худенко

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!