Foto: LETA
Как только партии правого фланга поймут, что know-how Валдиса Затлерса на выборах не столь эффективен, риторику о борьбе с олигархами заменят на "проверенную ценность" — запугивание "русским медведем".

Побочные эффекты разжигания этнической напряженности — дипломатические и внутриполитические проблемы, гнев Брюсселя, радикализация нелатышской части общества, жирный крест на интеграции и проблемы в создании дееспособной коалиции. Но все это покажется политикам второстепенным фактором. Главное — как можно успешнее переизбраться. К тому же, в отличие от "Единства", у которого есть теоретическая возможность выбрать между "модой" сезона и привычными лозунгами, Союзу "зеленых" и крестьян для мобилизации избирателей надо продемонстрировать довольно радикальную "национальную позицию". Ведь политики СЗК не могут воевать с собственным кандидатом в премьеры!

Думаю, правые латышские политики скоро разочаруются в собственном призыве объединиться для борьбы с казнокрадами под знаменем нравственной чистоты Затлерса. Даже если расследование БПБК — предположим — приведет к юридически перфектному запросу на арест Айнарса Шлесерса, в разгар предвыборной кампании такой скандал не конвертируешь в политические дивиденды.

Почему лозунг о "борьбе с олигархами" может не сработать? Чтобы добиться успехов, тройственному "Единству", "Партии Затлерса" и Национальному союзу надо привлечь сторонников СЗК и граждан, разочаровавшихся в пилотном проекте "За лучшую Латвию!" (или, в гораздо большем количестве, в правящем "Единстве"). Это скептичная, охваченная подозрениями аудитория. Слишком трудно будет завоевать сердца такого электората, лишь ругая "ШШЛ".

Во-первых, три главных "объекта" кампании не слишком демоничны. Масштаб злодеяний, приписываемых Шлесерсу, Шкеле и Лембергсу, не столь ужасен, чтобы объяснить им бедность латвийского народа. К тому же, этих людей, особенно Лембергса и Шкеле, годами обвиняют в "прихватизации", в результате чего большинство общества стало невосприимчивым к такой информации.

Во-вторых, очевидно, что Лембергс не собирается становиться "козлом отпущения". К тому же, у участников "крестового похода" Затлерса могут оказаться собственные "скелеты в шкафу", которые будут безжалостно продемонстрированы обществу. Кто знает, что накопилось с "папочках" за многие годы?

В-третьих, пытаясь разжечь ненависть к "олигархам", правые партии рискуют напугать своих доноров. Ведь не только "троица ШШЛ", но и эти люди нередко добивались успехов в бизнесе, используя политическое влияние за счет пожертвований.

Риторика "Единства" против олигархов может обладать эффектом бумеранга, ведь она вызовет в обществе дискуссию о том, кто больше навредил благосостоянию народа — политический бизнес ШШЛ и Ко, или равнодушие обоих правительств Домбровскиса к благоприятной для нации экономической политике и нужным реформам, вместо чего внимание уделялось лишь урезанию бюджета. Выводы при любом раскладе не будут слишком приятными для "Единства".

Для премьера и его партий сейчас важно отвлечь внимание оставшихся и потенциальных сторонников от любой оценки работы Домбровскиса. Поэтому "Единству" снова выгодно запугать электорат "московским империализмом и его прислужниками". Руку помощи уже протянули активизировавшиеся русскоязычные радикалы. К тому же, этот метод позволяет без открытой взаимной конфронтации (которая так не нравится электорату "национальных сил") сражаться за запуганных избирателей с Национальным союзом и, возможно, партией Затлерса (не исключено, что бывшему президенту, посетившему Москву, не хватит смелости поддаться этнической риторике).

Сокращенный перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!