Фото: LETA
По мере продвижения идеи строительства Висагинской АЭС в обществе активизировались дискуссии о возможности участия Латвии в этом международном проекте и последствиях такого решения.

Хочу сразу отметить: до сих пор ни правительство Латвии, ни Latvenergo как стратегический партнер не сказали своего последнего слова - проект находится только в стадии изучения. Тем не менее, я хочу прокомментировать ряд предположений, которые уже звучат вокруг будущей АЭС.

Вопрос цены

Если Латвия решит участвовать в проекте, то большую часть необходимых инвестиций планируется привлечь из финансирования кредитных агентств Японии и США. Эти ресурсы будут предназначены только для осуществления конкретного проекта, и соответственно, если проект не будет реализован или Latvenergo откажется от участия в нем, кредитные средства нельзя будет использовать на что-то другое.

Мы действительно не можем исключать ситуации, при которой инвестиции в строительство Висагинской АЭС приведут к временному сокращению размера дивидендов, которые государство получает от прибыли Latvenergo. Но в то же время реализация коммерчески выгодного проекта позволит рассчитывать, что в течение 60 лет, пока будет работать станция, потенциал прибыли Latvenergo и объем дивидендов будут расти.

Кроме того, в случае строительства АЭС латвийские предприятия смогут участвовать в конкурсах на распределение заказов, чем потенциальный объем может составить, минимум, 300 млн. евро или 2% от ВВП Латвии в 2011 году. В результате будут созданы новые рабочие места, увеличатся поступления налогов в бюджет Латвии, а латвийские компании получат дополнительные возможности для развития.

Неизвестность и безопасность

Точная цена строительства АЭС и стоимость производства электроэнергии на ней действительно пока неизвестны. И это одна из причин, почему Latvenergo не спешит с продвижением проекта и подписанием документов. Согласно данным литовских СМИ, цена производимой на Висагинской АЭС электроэнергии может составить 7-10 литовских центов (0,03 долларов) за киловатт-час. Но оценивать эти цифры пока слишком рано.

В то же время есть все основания полагать, что произведенная в Литве электроэнергия будет конкурентноспособной на свободном рынке, а ее цена будет соответствовать ценам на электроэнергию, генерируемую на крупных угольных и гидроэлектростанциях.

Особое внимание при оценке проекта уделяется вопросам безопасности и окружающей среды, в том числе условиям хранения ядерных отходов и пониманию ядерной ответственности.

Проект строительства АЭС будет осуществляться в соответствии со всеми международными и евросоюзными требованиями в области экологии и ядерной безопасности. При определении цены электроэнергии изначально учитываются не только затраты на сам процесс производства, но и полная стоимость ядерного топлива, а также расходы, связанные с закрытием станции по окончанию ее срока эксплуатации.

Конкуренция проектов

Калининградская и Белорусская АЭС не являются проектами, в которых Латвия рассматривает свое участие и которые можно было бы расценивать как желаемую альтернативу для энергетических потребностей стран Балтии. Нужно считаться и с тем, что Россия всегда будет продавать свою электроэнергию по максимально высокой цене и никаких особых скидок для Латвии делать не будет.

В свою очередь, говоря о востребованности Висагинской АЭС, следует напомнить, что энергетическая инфраструктура стран Балтии будет соединена с Финляндией и южной частью Швеции, то есть регионами, которые испытывают энергетический дефицит и где цена на электроэнергию обычно выше среднего уровня. В Польше, с энергосистемой которой до 2020 года планируется построить общие соединения на 1000 МВт, рыночная цена на электроэнергию также преимущественно выше, чем в Северных странах, поскольку на рынке Польши доминирует угольные электростанции с высокими выбросами CO2.

Выгода превыше всего

Конечно, каждая страна в рамках своих возможностей стремится производить энергию на собственной территории и по возможности использовать местные энергоресурсы. Но достижение энергетической независимости не может быть слепой самоцелью, особенно в свете продолжающегося развития инфраструктуры соединений.

Мы долгое время жили с Игналинской АЭС, которая полностью удовлетворяла потребности трех балтийских стран в энергоснабжении и безопасности. И желание Литвы построить новую станцию вместо Игналины вполне объяснимо, особенно с учетом того, что соседнее государство стремительно превратилось из энергетического экспортера в импортера, чем объем закупок превышает 60%.

Тем не менее, при принятии решения об участии или неучастии в проекте строительства АЭС Латвия будет руководствоваться в первую очередь национальными интересами. Еще в период работы предыдущего правительства Латвия заявила: проект Висагины нас может заинтересовать, только если он будет коммерчески выгоден. И именно коммерческая выгода и является сегодня главным критерием оценки.

Хочу напомнить: до сих пор мы не взяли на себя никаких обязательств! И конечное решение об инвестициях также не придется принимать сегодня или завтра. У нас еще много времени – минимум два года, за которые мы сможем детально оценить экономическое обоснование новой АЭС.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !