Foto: AFP/Scanpix
Следует отмести версии о том, что сбитый 24 ноября Турцией российский истребитель - результат чрезмерной инициативности турецких военных или спонтанный шаг.

Истребитель, на 17 секунд нарушивший турецкое воздушное пространство (по турецкой версии) не представлял никакой угрозы Турции. Он был задействован в анти-террористической операции в Сирии. Оперативность, с которой Анкара поставила мир перед фактом, включая информационное обеспечение, не оставляет сомнений в том, что речь здесь идет не о легитимной самозащите, а о заранее спланированной акции, решение о которой принималось на самом высоком политическом уровне. Российский самолет элементарно подкараулили. Интересно, что не только официальные лица Российской Федерации, но и дипломаты некоторых стран НАТО в частном порядке разделяют такую версию.

Кроме того, со стороны Турции весьма лицемерно звучат жалобы на нарушение суверенного воздушного пространства. С 2014 года резко возросло число таких нарушений со стороны самой Турции в отношении ослабленной кризисом Греции. Не следует также забывать и о регулярных вторжениях в Ирак, где Турция отстреливает курдских повстанцев.

Зачем Турции это нужно?

Турция с 2011 года, начала сирийской войны, бескомпромиссно выступает за свержение сирийского президента Башара Асада. При этом Анкара весьма неразборчива в выборе методов и союзников для достижения этой цели. В их числе Аль-Нусра (сирийская франшиза Аль-Кайды), Ахрар аль-Шам и другие группировки радикально-исламистского толка. Кроме того, Турция рассматривает ИГИЛ как полезное орудие против сирийских курдов, стремящихся к автономии - из боязни, что их пример станет заразительным для курдов турецких.

Тактическая цель Турции - создать буферную зону на своей границе с Сирией, а в перспективе и бесполетную зону, формально чтобы расселить там беженцев, но на самом деле скорее для подготовки и вооружения анти-асадовских боевиков. Асад должен быть свергнут, потому что, как последний артефакт арабского светского национализма, он мешает Анкаре собирать под свои знамена бывшие земли Османской империи (такие, как Сирия).

Активное вмешательство России на стороне Асада смешало Турции все карты. Решение Москвы строить военную базу в Латакии в северной Сирии ставит крест на турецких планах бесполетной зоны. Мало того, Россия действует в тандеме с еше одним историческим противником суннитской Турции - шиитским Ираном. Официальный визит президента России Владимира Путина 23 ноября в Тегеран зацементировал стратегический характер отношений между Москвой и Тегераном, что уменьшает роль Анкары в регионе.

Российско-иранский альянс добился некоторых успехов на дипломатическом поприще. В результате международных переговоров по Сирии в Вене 30 октября были зафиксированы главные принципы политического урегулирования: Сирия должна оставаться единой и светской, а государственные структуры (читай режим) должны быть сохранены. Россия и Иран давно настаивали на этих принципах. Но они идут вразрез с приоритетами Турции и ее союзников - Саудовской Аравии и Катара - которые настаивают на немедленном смещении Ассада и его замене исламистами. Нельзя также забывать и об экономических интересах влиятельных бизнес-структур в Турции, связанных с нелегальными поставками нефти от ИГИЛ. Демонстративное уничтожение российскими ВВС колонны грузовиков с нефтью, направлявшихся в сторону турецкой границы, не могло понравиться Анкаре.

По всем этим причинам ярость турецкого правительства вполне естественна. Удар по российскому истребителю - это попытка заставить Россию уйти из Сирии.

Формальный же предлог о "защите сирийских туркмен" от российской авиации шит белыми нитками. На самом деле, многие из этих "туркмен" - террористы из Центральной Азии, примкнувшие к Аль-Нусре, Ахрар аль-Шам и другим группировкам. Есть там и уйгуры из Китая, действуюшие под эгидой "Исламской партии Туркестана". Москва никогда не скрывала, что для нее уничтожение террористов из Центральной Азии - вопрос национальной безопасности.

Стоят ли за инцидентом НАТО и США? Kак ответит Россия?

Какая-либо роль НАТО в данном инциденте исключена. Турция действовала самостоятельно. Президента Тайипа Эрдогана вообще мало интересует мнение союзников. НАТО выступило с заявлением в поддержку Турции после инцидента, но иного и нельзя было ожидать. Неофициально же многие в НАТО раздражены тем, что Анкара не нашла других путей разрешить эту ситуацию. Канцлер Германии Ангела Меркель призвала обе стороны решать проблемы путем политического диалога - вряд ли это можно считать безусловной поддержкой натовского союзника.

Также сомнительна популярная, особенно среди россиян, версия, что на инцидент Турцию вдохновил Вашингтон. Да, Вашингтон, как и Анкара, немало раздражен российской активностью в Сирии. Несмотря на достигнутое на переговорах в Вене некоторое сближение позиций, между Москвой и Вашингтоном сохраняются серьезные разногласия в отношении будущего Асада и кого считать террористами. Но американцы отдают себе отчет в том, что политическое урегулирование в Сирии без участия России невозможно, а попытки ее исключить лишь приведут к обратному результату. Это и происходит: за последние дни зачистка террористов в приграничной с Турцией полосе только интенсифицировалась. Для защиты своих истребителей Россия развертывает зенитные установки Су-400, а также продвинутые средства радиоэлектронной борьбы. Россия продолжила наносить авиаудары по крупному хранилищу нефтепродуктов ИГИЛ в районе города Ракка - "столицы" ИГИЛ (резонный вопрос: а почему этого не делала "международная коалиция" в течении последних 13 месяцев?). Если Турция захочет остановить эти действия и попытаться претворить в жизнь свою давнюю мечту о "буферной" или "бесполетной" зоне по сирийскую сторону границы, ей придется вступить в прямой военный конфликт с Россией. Нет никаких шансов, что НАТО Эрдогана в этом поддержит.

Как будут развиваться события?

Похоже, весьма прохладная реакция союзников по НАТО, вкупе с решительными действиями России в Сирии и объявленными Москвой экономическими санкциями против Анкары, оказало отрезвляющее воздействие на турецкое руководство. Премьер-министр Ахмет Давутоглу заявил о желании разрешить конфликт с Россией, а президент Эрдоган предложил Путину встретиться. Это положительный сдвиг в направлении де-эскалации. Учитывая тесные экономические связи между Россией и Турцией, взаимные санкции нанесут ущерб обеим странам. Но нормализация отношений напрямую зависит от действий Анкары в отношении нелегальных поставок нефти от ИГИЛ, как заявил вчера Путин на брифинге по итогам переговоров с президентом Франции Франсуа Олландом. В Турции, тем временем, арестовали двух журналистов за репортаж о поставках Турцией оружия боевикам в Сирию. Очень глупый шаг, который лишь усилит внимание мира к словам Путина об отношениях Анкары с ИГИЛ.

Россия, в свою очередь, продолжит свою операцию в Сирии, а западные страны, очевидно, попытаются найти способ взаимодействовать с Москвой в общей борьбе с ИГИЛ - так, как это уже делает сегодня Франция, или, по крайней мере, не мешать друг другу в этом деле. Параллельно с борьбой против ИГИЛ будут предприниматься усилия продолжить венский процесс по прекращению огня и началу политического урегулирования в Сирии. Нельзя позволить, чтобы российско-турецкий конфликт свел бы на нет тот хрупкий прогресс, которого ценой больших усилий удалось достичь.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!