Foto: AP/Scanpix
Когда в начале декабря президент Германии Йоахим Гаук объявил о своем решении бойкотировать Олимпийские игры в Сочи, многие латвийские политики громко приветствовали такой подход.

Их основной аргумент: поездка в Сочи легитимизирует "путинский режим", отказ от нее — выражение международного осуждения. Вопрос о целесообразности визита в Сочи был задан и президенту Латвии Андрису Берзиньшу. Латвийский политик ответил, что поедет. И Берзиньш прав.

Бойкот как самоустранение

Несомненно, ситуация с правами человека в России вызывает тревогу. Это и закон о НПО, приравнивающий всех получателей иностранных грантов к иностранным агентам, и дискриминационные нормы в отношении ЛГТБ-людей (лесбиянок, геев, бисексуалов, трансгендеров), и отсутствие какой-либо реакции на смерть адвоката Сергея Магницкого в тюрьме — ни в плане наказания виновных, ни в плане мер по предотвращению подобных трагедий в будущем. Даже недавнее освобождение Михаила Ходорковского и участниц Pussy Riot не меняет радикально общую картину.

Но поможет ли бойкот со стороны западных лидеров улучшению ситуации с правами человека в России? Есть сомнения. Диалог — это вовсе не награда за хорошее поведение, а метод разрешения разногласий. Поездка в Сочи не означает автоматического принятия и одобрения курса внутренней и внешней политики РФ. Наоборот, это возможность поднять спорные вопросы на самом высоком уровне.

Если сторонников бойкота действительно волнуют права россиян, то они должны помнить о главной заповеди в отношениях с авторитарными режимами: не оставлять угнетенных один на один с их угнетателями. Поездка в Сочи предоставит западным лидерам возможность встретиться с российскими правозащитниками, активистами ЛГБТ-сообщества, представителями демократической оппозиции. Причем, подобные встречи имеют не только моральную ценность, но и практическую пользу — это своего рода гарантии защиты от репрессий властей для тех, кто сегодня находится в России в группе риска.

Бойкот в нынешней ситуации — проявление лицемерия. Это фактическое самоустранение даже от попыток разрешить те проблемы, которые якобы его сторонников так волнуют.

Не время списывать Россию

Есть и прагматичные доводы в пользу поездки в Сочи. Нравится это или нет, но Россия остается влиятельным игроком на международной арене. Переговоры с Ираном по вопросу ядерной программы этой страны войдут в завершающую стадию в ближайшие месяцы. Россия до сих пор играла конструктивную роль в данном процессе, и ради интересов Запада она должна продолжать ее играть.

Ход гражданской войны в Сирии также показал бесперспективность попыток искусственной изоляции Москвы. А недавние теракты в Волгограде еще раз напомнили, что у России и Запада есть общий безжалостный враг в лице джихадистов салафитско-ваххабитского толка. Никто не должен обманываться на сей счет: теракты были совершены не во имя "борьбы чеченского народа за свободу" (что, конечно, тоже ни в коем случае их не оправдывало бы), а во имя всемирного джихада против "неверных". В этом смысле нет разницы между теми, кто взрывает троллейбусы в Волгограде и режет головы в Сирии. С точки зрения идеологии, финансирования и методов, это звенья одной глобальной террористической цепи. И ни одна европейская страна, даже Латвия, не застрахована от подобных трагедий.

С прицелом на будущее

Президент Андрис Берзиньш принял правильное решение ехать в Сочи. Те, кого действительно волнуют права человека в России, должны не стыдить его и не отговаривать, а настаивать, чтобы поездка была использована также и для встреч с правозащитниками и гражданскими активистами.

Дипломатический демарш в виде бойкота Олимпийских игр не улучшит ситуацию с правами человека в России. Зато он может привести к общему ухудшению атмосферы в международных отношениях, причем, как раз в тот момент, когда согласованные усилия по ряду вопросов жизненно необходимы. Стоит ли игра свеч ради сиюминутных внутриполитических и предвыборных дивидендов?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!