Foto: LETA
Сразу после референдума премьер дал задание ведомствам подготовить предложения по интеграции общества, а его более радикальные коллеги по партии требовали найти и наказать возмутителей спокойствия. В мае все ведомства представили результаты своей работы. Получилось забавно.

Министерства образования и культуры будут учить русских родину любить, Полиция безопасности объявила русских врагами народа, а парламентский секретарь Министерства обороны предложил демонтировать памятник Освободителям.

Научим родину любить

В конце мая Кабмин утвердил дополнительную программу мероприятий по сплочению общества. Из приложенного бюджета следует, что на разъяснение государственных основ, истории и национальных ценностей в течение трех лет будет потрачено 1,3 миллиона, а на диалог с представителями нацменьшинств 0,1 миллиона латов. Казалось бы, после языкового референдума единственным целесообразным мероприятием является именно диалог. Вместо этого латвийским русским будут рассказывать про оккупацию, показывать фильмы и раздавать исторические брошюры. Уже в этом году на разъяснительную кампанию будет потрачено 229 тысяч латов — в два раза больше всего бюджета на диалог. Все это напоминает советские времена, когда надо было верить в коммунизм, но при этом большинство держало фигу в кармане.

"Это провал", — подумал Штирлиц

Другую стратегию выбрала Полиция безопасности. В начале мая был опубликован отчет  деятельности за 2011 год, согласно которому развитие русской культуры является угрозой конституционным устоям Латвии. В отчете враги народа названы поименно - русские общественные деятели и культурно-просветительские организации. Поскольку доступа к гостайне у них нет, то писать можно все, что угодно. Но Полиция безопасности не учла, что право нацменьшинств развивать свою культуру записано в конституции, поэтому угрожать государству это никак не может. Отчет не остановил ни посла США, ни заместителя спикера Сейма от присутствия на церемонии открытия Дней русской культуры, а президент Берзиньш послал враждебному мероприятию поздравительное письмо. Кроме того, через неделю многих представителей "подрывных организаций" пригласила комиссия по сплочению общества Сейма, видимо, чтобы как-то замять ситуацию.

Эстонский сценарий

Если Полиция безопасности нормального врага найти не смогла, то парламентский секретарь Министерства обороны, латыш эстонского происхождения Вейко Сполитис знает, как его создать. Он предлагает начать дискуссию о демонтаже памятника Освободителям. В последние годы именно празднование 9 мая стало самым массовым русским мероприятием. Снос памятника или хотя бы такая дискуссия позволит выявить всю враждебность русскоязычного населения, которое, по мнению парламентского секретаря, не понимает что, где и когда оно празднует. Оказывается, что радоваться можно только тому, что случилось после 1918 и длилось до 1939 года, следующая радость допускается только к событиям начала девяностых. Следуя логике высокого чина, русско-шведская война, наполеоновские войны и война с нацизмом не имеют для латвийцев никакого значения, об этом вообще лучше забыть. Латвийская история должна быть одномерной, плоской и однозначной как поступательное движение к светлому будущему и построение реального коммунизма. Здесь хочется вынуть фигу из кармана и покрутить пальцем у виска.

Это наша страна

В мероприятиях по сплочению общества все-таки есть одно полезное мероприятие  — это бесплатные курсы латышского языка. Правящие долго рассказывали, что злые русские специально не хотят учить латышский. Однако позиции этой прописной истины изрядно ослабила Рижская дума. Ее бесплатные языковые курсы пользуются огромным успехом. Поэтому на курсы латышского тем, кто еще не выучил, надо пойти. Просто потому что знать латышский надо, потому что это наша страна и никуда нас интегрировать не надо.

К сожалению, остальные интеграционные мероприятия служат единственной цели освоения бюджетных средств. Чиновники придумывают себе русского, издают для него брошюру и заказывают  социологический опрос с двумя вариантами ответа — нравится и очень нравится. Символично, что при составлении программы не были проведены консультации ни с одной авторитетной русской организацией, зато были учтены предложения Латвийской федерации кинологов. Видимо, спрашивали о способах дрессировки.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!