Вот кого я сейчас хорошо понимаю, так это официальных представителей Дании в мусульманском мире. Сидят себе, бедняги, по посольствам и дрожат, прислушиваясь к бешеной вакханалии под окнами и ловя в интернете информацию о несчастьях коллег в соседних странах.
У кого что болит

Надо сказать, что и у меня последний месяц некоторые проблемы со спокойным сном. Правда, в отличие от датских товарищей по несчастью, мне грозит не поджог и линчевание, а всего лишь комфортабельное переселение в помещение с решетками на окнах — но своя рубашка, как говорится, ближе к телу. С другой стороны, когда вокруг беснуются те, "на чьей стороне хоть и нету законов, но энтузиазм и поддержка миллионов", есть робкая надежда на этот закон. А когда сам закон на тебя ополчился и где-то в тиши отечественной охранки старательные следователи строчат уголовное дело — становится довольно кисло.

Роднит же меня с незадачливыми дипломатами причина наших общих несчастий, а именно: длинный язык. Черт дернул меня в виртуальной дискуссии с приятелями высказаться откровенно о латвийском государстве, а их — пойти в услужение к государству датскому, где всякие щелкоперы позволяют себе на мусульман карикатуры рисовать. В результате обиженная сторона и обрушилась всей своей мощью на тех, кого смогла достать.

Другое загадочное явление — своеобразный инкубационный период этого несчастья. В обоих случаях понадобилось четыре с небольшим месяца для материализации праведного гнева. 130 суток кощунственные слова и картинки никого не волновали — и вдруг взрыв: демонстрации, поджог, гневные статьи в "Латвияс авизе", уголовное дело. Кажется, четыре месяца — продолжительность беременности у крыс, или это уж совсем случайное совпадение?

И из этих совпадений рождается кощунственный вопрос: не имеем ли мы дело в нашем латвийском случае с фундаментализмом — более сдержанным и закамуфлированным, чем исламский, но по сути столь же безапелляционным и нетерпимым?

Евангелие от Райвиса Дзинтарса

Вдруг выяснилось, что жизненно необходимо буквально со следующего учебного года историю Латвии изучать как отдельный предмет. Возможно, с методической точки зрения это и разумно, но аргументация у сторонников такого решения сугубо политическая: иначе общество не сможет стать единым. Вероятно, где-то за аккордную плату специалисты уже строчат идеологически выверенный "Краткий курс"…

Кстати, о "Кратком курсе истории ВКП(б)". Наше поколение уже не застало, а родители рассказывали: при Сталине эта книга, которую, по слухам, редактировал Сам, стоила им многих нервных клеток. Хошь не хошь — два раза в неделю политзанятия, и преподаватели в штатском зорко следят, насколько близко к тексту ты заучил очередную главу. Видимо, нечто подобное предстоит если не нам, то школьникам уж точно.

Иосиф Виссарионыч не зря старательно учился в духовной семинарии. Он там уразумел, как важна правильная трактовка истории для воспитания единомыслия в обществе. Ведь любую священную книгу можно рассматривать как учебник истории. Что в Ветхом Завете, что в Евангелиях, что в Коране рассказано о тех или иных событиях. Разумеется, сегодня уже никто не знает, действительно ли так обстояли дела. Однако религиозный человек обязан, во-первых, верить в святую истину всего, что написано, придерживаясь единственной трактовки, во-вторых, всю свою сегодняшнюю жизнь сверять с теми происшествиями и находить в них обоснования решениям сильных мира сего.

Если вы не христианин, то вам должно быть странно, почему события нескольких весенних дней 34 года нашей эры в одной отдаленной колонии Римской империи должны определить весь строй человеческого мировоззрения. Но если вы религиозный фанатик, то для вас очевидно и тысячу лет спустя: надо немедленно седлать коней и отправляться в Крестовый поход, чтобы освободить от неверных Гроб Господень.

Точно так же нейтральному здравомыслящему человеку не понять, почему сотни тысяч благонамеренных латвийских налогоплательщиков должны быть поражены в правах из-за того, что произошло вне всякой зависимости от их воли в 1939- 1940 годах. Точно так же фанатики латышского национализма готовы сегодня разорвать любого, кто смотрит иначе на эти события.

И чтобы для репрессий было единственно правильное обоснование, и издается спешно Евангелие от Райвиса Дзинтарса — кажется, именно этот молодой человек первым заговорил о необходимости единого курса истории Латвии. И я уже знаю, кто будет в этой священной книге исполнять роль Сатаны…

Право на ересь

Сегодня принято считать, что дикая свистопляска вокруг датских карикатур — чья-то ловкая провокация, призванная окончательно рассорить европейскую и мусульманскую цивилизации. Дьявольский замысел выглядит правдоподобным, и он, несомненно, удался.

Бушующие толпы на экране телевизора, пожары, кровь — и все это из-за ничтожного клочка бумаги, совсем не предназначенного для глаз поклонников пророка Магомета. Такая истерия говорит, к огромному сожалению, не только о дикости миллионов фанатиков, но и о серьезных проблемах с самим учением, раз оно толкает своих приверженцев на столько неадекватные поступки.

Еще несколько дней назад я был склонен осуждать карикатуристов и их горячих сторонников — не стоило, дескать, народ обижать, неужели радость от лицезрения этих картинок может быть больше, чем огорчение людей, которых такие рисунки искренне оскорбляют. Сегодня ясно: надо было и рисовать, и перепечатывать. Потому что бешеная уверенность в своем праве превратить весь мир в монастырь, где действует только твой устав, рано или поздно проявится по другому поводу. И промолчать сегодня — значит с высокой долей уверенности обязать себя или своих потомков пять раз в сутки делать намаз, где бы тебя ни застал крик муэдзина с минаретов Домского собора. Потому что тоталитаризму надо сопротивляться, каким бы ничтожным ни казался повод для конфликта.

Занятно, что такую же метаморфозу я претерпел и в отношении к собственному проступку. Когда бред с уголовным делом только начал разворачиваться, я сурово ругал себя. Ну стоило ли далеко не юному человеку в запальчивости бессмысленного интеллигентского спора выстукивать на клавиатуре слова, из которых может разгореться такой дикий скандал? Ведь от того, что я считаю латвийское государство несостоятельным, оно никак не изменится — так не спокойней ли было эту ценную мысль придержать при себе?

А теперь мне кажется, что все вышло удачно — хотя, честное слово, без всякого умысла с моей стороны. Потому что в последние месяцы псы отечественного фундаментализма прямо с цепи сорвались. Эмоционального молодого человека посадили в тюрьму за неопубликованную листовку, депутата Сейма выгнали из парламентской комиссии за демонстрацию кино, все больше разговоров об уголовной ответственности за отрицание факта оккупации Латвии.

Все эти акты наступления на свободу слова вызывают бурный восторг в охранительном лагере и одобрительное молчание в якобы цивилизованной части латышского политического спектра. Дескать, прямо ликовать неудобно, так сделаем вид, что ничего и не случилось. А услужливые эксперты, вдоволь наевшиеся европейских грантов, охотно ищут прецеденты, чтобы доказать миру, какой правильной дорогой идут товарищи.

Верный путь нам тут показала г-жа президент — похоже, сама того не желая. Комментируя карикатурный конфликт, она изволила выразиться, что надо укреплять европейскую идентичность. А началась эта идентичность, напомню, с Галилео Галилея, который сказал: "А все-таки она вертится" — и не был сожжен на костре в соответствии с суровыми законами того времени. Идентичность эта, если очень кратко, заключается в нашем священном праве на ересь.

Чем больше еретиков будет в обществе, чем больше еретических мыслей появится в СМИ — тем труднее будет фундаменталистам навязать нам свой порядок, тем скорее страна перейдет от националистического варварства к цивилизованному плюрализму современного мира.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !