Foto: Itar-Tass/Scanpix
Очень странно, что в вопросе национальной безопасности среди наших политиков почти никогда не учитывается внутренний русский фактор. Министры дружат с НАТО, просят о защите у США, кучкуются с литовцами и эстонцами, делают громкие заявления, и никто всерьез не задумывается об истинном геополитическом положении Латвии и ее безопасности. Самый главный фактор латвийской геополитики — это граница с Россией. Так исторически повелось, что Прибалтика является буферной зоной между большими странами.

Что такое буферная зона? Вот ее основные признаки:

1. Она всем нужна, но не для себя, а на всякий случай. Каждый из крупных игроков желает заполучить небольшого соседа-союзника, который в случае чего первым примет удар на себя.

2. Буферной зоной всегда можно пожертвовать. Так было всегда. Когда на карту ставится безопасность крупных стран, мелкими странами всегда жертвуют — их продают, дарят, обменивают на деньги или на какие-то выгоды.

3. Самое главное — в эти зоны никто никогда не вкладывается. Зачем тратить деньги на страну, если она является разменной монетой.

При любом раскладе больше всего страдают жители, то есть мы.

Чего боятся националисты?

Они боятся русских танков. Они правильно боятся. Мало того, они не совсем понимают всю серьезность этой возможности. Латыши, как всегда, беспечны. Они думают, что две подписи на договоре и заверения немецкого канцлера решат все их проблемы. Наивные.

Пятая колонна русских в Латвии — это реальность, но создают ее не в России, а создают ее латышские националисты своими собственными руками. Россия только пожинает их плоды.

Если бы я был Путиным, было бы грех не воспользоваться такой замечательной ситуацией — в соседнем государстве у тебя есть свои люди, которые в случае чего тебя поддержат. Причем динамика такая, что эти свои люди становятся все более своими, и все больше ненавидят притесняющую их власть. По этой классической схеме делались все перевороты и революции. В политике нет сантиментов. Каждый желает заиметь или сохранить имеющийся контроль над какой-то частью населения в чужой стране. США тоже это делают. Латвия сама по себе им и даром не нужна, но она дает хоть какое-то приближение к России — главному игроку в Евразии. Поэтому США типа дружат с Латвией и закрывают глаза на все ее проделки.

Представим себе сценарий, который может произойти в будущем. Например, Дзинтарс приходит к власти и начинает закручивать гайки русскому населению. Он думает, что он победил, и теперь-то покажет всем, что такое быть настоящим латышом. Но вдруг кто-то взрывает пару девятиэтажек в русских районах Риги, на следующий день все газеты мира пишут, что в Латвии происходит резня русских. Через пару дней русские танки будут стоять возле музея оккупации, а Дзинтарса будет судить трибунал повстанческой армии. Это не фантазия. Так было с Молдовой, так было с Грузией, это может произойти с Латвией. Никакие НАТО и США не помогут. В Брюсселе сотни комиссий будут работать над тем, чтобы найти причину не вступаться за Латвию. И они найдут эти причины. Дискриминация русских была? Была. Рекомендации ЕС и решения европейских судов игнорировались? Да. Марши нацистов были? Были. Много чего еще найдут и не заступятся, потому что отношения с крупным игроком важнее разменной монеты. Путин может захватить Латвию по любой причине — отвлечь внимание от внутренней революции или просто ради челябинских гопников, чтобы они за него проголосовали на следующих выборах. Демонстрация силы — старый политический прием. Латвия — как раз то самое место, где это можно сделать самым дешевым и безболезненным для России способом.

И самое страшное, что русские латвийцы не будут этому сопротивляться. Они будут рассматривать это как освобождение. Латгальские пограничники скажут: "Ну наконец-то!". Сядут на танк и покажут дорогу на Ригу. Потому что сейчас Латвия рассматривает русских в качестве чуждого населения.

Главная задача латвийской безопасности — привлечь всех русских на сторону латвийского государства. Не НАТО, а свои собственные граждане должны стать основной силой страны. Сделать русских лояльными государству — вот основная задача. Сегодняшняя политика интеграции — это худший вариант из всех возможных. Референдум о языке показал, что 20 лет прошли зря. Русские почему-то не превратились в латышей и не полюбили латышский язык. В Латвии выросло поколение молодых русских, которые хорошо говорят на латышском, но так же ненавидят Латвию, как и их родители. Мало того, если закрыть все русские школы и сады, то эта ненависть еще больше усилится, но сами русские никуда не исчезнут. Надо понимать, что русских — не меньшинство, а почти половина населения. Это серьезный факт, а национальное правительство хочет решить проблему неадекватными устаревшими методами ассимиляции, которые применялись сто лет назад для ассимиляции двух цыганских семей во Франции. Нужно смело осознать свою ошибку и начать с нового листа.

При создании латвийского государства, латышский язык сделали основным символом единения нации. Это была трагическая ошибка. Язык — это всего лишь средство общения, это явление культуры. Никто, поверьте, не пойдет воевать за культуру и за язык. Воюют обычно за деньги, религию и землю.

Я предлагаю новое решение. Объединяющим фактором должен быть не язык, а территория. Латвийская земля — по ней человек начинает ходить и в нее же его потом закапывают. Неважна твоя национальность, важно твое присутствие на этой земле. Тот, кто возделывает латвийскую землю (работает здесь), тот и есть истинный гражданин Латвии, какой бы национальности он ни был, и на каком бы языке он ни говорил.

Любому на этой территории должно быть хорошо и комфортно, и тогда любой пойдет и встанет на ее защиту. И латыш, и русский латвиец вместе встанут и порвут любого, кто посягнет на их землю. Этот факт должен объединять нацию, а не латышский язык. Силу стране придает не НАТО, не соглашения со старшими странами — все они предадут в ответственный момент. Силу стране дает единство ее жителей, какой бы национальности они ни были. Что мы видим сейчас? Единства нет. Одна латышскоязычная часть нации дискриминирует другую — русскоязычную часть, которая, конечно же, становится нелояльной к государству, как к источнику угрозы. Родное латвийское государство стало очагом дискриминации и унижения русских. И вы хотите, чтобы они защищали Латвию, когда придут русские танки? Латвия сейчас похожа на человека с одной ногой и костылем. Одна нога — это латыши, а костыль — это жалкие русские ассимилянты, продавшие свою душу. Эти люди всегда в трудный момент продадут. В таком виде Латвия ковыляет по мировой арене и свалить ее очень легко. Латвии необходима вторая нога в виде здоровой русской общины, которая любит свою страну и чувствует себя здесь как дома.

Что нужно сделать, чтобы русские почувствовали Латвию своей родной территорией? Две небольшие вещи, которые стоят дешево, но принесут огромную пользу и для безопасности, и для процветания Латвии. Это простые вещи — русский язык как официальный (или региональный, не столь важно) и гражданство всем жителям. Лояльность русских латвийцев — это фундамент государственной безопасности Латвии.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!