Foto: LETA
Перед тем, как комментировать результаты выборов, хотелось бы сразу "снять" одну тему, которую обсуждать, по-моему, бессмысленно. Это вечная тема о возможном участии "Центра согласия" в коалиции.

Хотя с ЦС по-прежнему будут проводить "консультации", "дискуссии" и "переговоры", это объединение почти на 100% не войдет в следующую коалицию. И здесь было бы глупо выдвигать аргументы за или против сотрудничества. Аргументы обсуждались уже сто раз, они хорошо известны. Включение ЦС подразумевает серьезные риски и преимущества. Однако внешние баталии на телевидении и устные крестовые походы не должны затмить один простой факт. Включение ЦС в коалицию — хорошо это или плохо — было бы слишком радикальным и принципиальным решением, чтобы кто-то из латышских политиков на это отважился.

Чтобы изменить 20-летнюю традицию и направить корабль латвийского государства в другие воды, сначала нужен кто-то, кто это сделает. Короче, нужен политик с авторитетом, позволяющим принять непопулярное решение, которому хватило бы мужества и уверенности рискнуть в ситуации, когда возможна и крупная польза, и большие потери. Таких политиков пока нет ни у Партии реформ Затлерса, ни у "Единства". Поэтому, как бы они ни восхищались в кулуарах по поводу коалиции с ЦС, в латвийской политике сейчас нет человека, который способен принять такое решение, выдержать сопротивление и сломить устоявшуюся традицию. Те, кого пугает коалиция с ЦС, могут спать спокойно. "Дискутировать" и "консультировать" можно сколько угодно, в этом мы мастера. Но не ждите, что кто-то примет принципиальное решение. Этого нет и быть не может. В этом плане уважения заслуживает, скорее, Национальный союз, который и не собирается ни с кем "консультироваться", четко заявляя, что ЦС — идеологический враг, и никакой коалиции не будет. Зато "Единство" и ПРЗ в течение ближайших недель будут болтать, пока не придут к тому же результату. Только это будет дольше, лицемернее и намного скучнее.

Было бы здорово, если бы эта импотенция распространялась только на создание коалиции. К сожалению, неспособность принимать важные решения охватила всю политическую систему Латвии — и экономическую политику, и высшее образование, и другие вещи. Понятно, что консерватизм — здоровое явление, а резкие перемены чаще приводят к плохим результатам. Но бывает такая степень консерватизма, которая граничит с комой. Это ярко подтверждает легко прогнозируемый итог переговоров о коалиции вкупе с кулуарными фразами о как бы желательном сотрудничестве с ЦС. Беда не в том, что ЦС не возьмут в коалицию. Есть и другие причины. Беда в том, что латышские политики, даже если бы они хотели взять ЦС в коалицию, на это неспособны. Для принятия радикальных решений нужны немного другие люди и немного другой авторитет, способный пойти против традиций — в составлении бюджета, выборе должностных лиц или формировании коалиции. Таких людей у нас здесь нет. Поэтому все виртуальные разговоры об участии ЦС — это сотрясение воздуха, отвлекающее внимание от больших проблем системы.

Но хватит о грустном! Давайте подумаем о более приятных вещах. В конце концов, кое-что после избрания Сейма все-таки изменилось.

Привет олигархам!

Если главной целью Валдиса Затлерса было снижение влияния СЗК в Сейме, то он ее добился. СЗК получил только 13 мандатов, и если только в один момент не образуется коалиция СЗК + "Единство" + VL-ТБ/ДННЛ, он останется вне коалиции. И тогда все мы сможем посмотреть, насколько сильным было влияние СЗК и лично Айвара Лембергса на события в правительстве. Будет интересно понаблюдать за этим, когда сформируется единственная возможная коалиция — "Единство" + ПРЗ + VL-ТБ/ДННЛ.

Есть основания полагать, что споры и разногласия среди коалиционных партнеров часто возникают не потому, что среди них есть злобный олигарх, а потому, что один из них практически незаменим и к тому же лелеет собственные политические амбиции за счет других. В следующей коалиции такими будут все — и ПРЗ, и VL-ТБ/ДННЛ, и "Единство". Уже скоро мы увидим, как они сработаются.

Ясно, что опыт правительственной работы есть только у "Единства". Остальные пришли к власти лишь благодаря риторике, направленной против "Единства". К тому же они сами считают себя более честными и лучшими. Первой демонстрацией конструктивной работы будет распределение портфелей. С нетерпением ждем, как будут проходить реформы в Министерстве образования и науки, как изменится налоговая система, как укрепится правосудие и т.д. У ПРЗ и VL-ТБ/ДННЛ нет опыта в исполнительной власти, но это не должно никого беспокоить. В конце концов, у нас некоторые начинают политическую карьеру сразу с должности президента. Почему бы не начать с министра?

Здесь хотелось бы немного успокоить и подбодрить тех, кто переживает за Айвара Лембергса, который якобы совсем сник и остался без влияния. Это неправда. Во-первых, СЗК всегда умел приспособиться к разным условиям. Они не будут сидеть в сторонке. Во-вторых, Лембергс не из тех, кто кладут все яйца в одну корзину. СЗК — не единственный инструмент его влияния в латвийской политике. В конце концов, были времена, когда маленький акционер без особой головной боли контролировал две с половиной фракции Сейма. Давайте вспомним милые поэтические выражения, например "Звездный час" (кстати, какая партия хотела возглавить Министерство юстиции?). Не будем забывать и о радиоделах госпожи Бендрате, и на сердце станет легче. К тому же в Латвии помимо господина Лембергса есть и другие господа, которые, может, не столь колоритно смотрятся на телевидении, но в плане методов не отстают от нашего старого друга.

Человеческий фактор

Избиратели довольно плодотворно поработали над плюсами и минусами. Очевидно, это дает возможность выразить мнение о конкретной личности. Видимо, латышский и русский избиратели симпатизируют взвешенным людям без выраженного идеологического фанатизма и характерной для латвийских политиков задиристости. Это также люди с определенной аурой "человечности" — такие как Урбанович, Дзинтарс, Домбровскис, Клементьев. Затлерс со своими 37 000 плюсиков, конечно, полюбился народу благодаря героическому роспуску Сейма. Интересно, что существенным ресурсом обладает желтая пресса. Тем, против кого она направлена, выжить не удается. Особенно если уровень благосостояния этих людей выше среднего. На самом деле Айгара Штокенбергса наказали за то, что он вообще занимался бизнесом, а Сандре Кукуле избиратель припомнил какие-то совершенно непонятные грехи предков. Ну не нравятся латышам богачи, что тут поделать…

Но самое удивительное в другом. Министры культуры и иностранных дел традиционно намного популярнее других министров. Надо хорошенько потрудиться, чтобы обладатели этих постов были вычеркнуты из списков. Возможно, впредь стоит распределять посты министров не по "партийной необходимости", как в случае с Сармите Элерте, и не по принципу "мне полагается, и все тут", как в случае с Гиртом Валдисом Кристовскисом, а по опыту и компетентности? Возможно, тогда "Единству" не пришлось бы довольствоваться третьим местом на этих паралимпийских соревнованиях.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!