Foto: RIA Novosti/Scanpix
Иногда происходят яркие совпадения, которые наводят на разные мысли. На прошлой неделе в Риге при участии целого ряда крупных деятелей был открыт центр НАТО по вопросам стратегической коммуникации. Это очень интересно, если учесть, что локальная стратегическая коммуникация до сих пор не была нашей сильной стороной. Быть может, центр НАТО в чем-то поможет, как строительство саночной трассы в Сигулде в свое время придало импульс местным саночникам и бобслеистам. При открытии центра различные ораторы не раз подчеркивали, что деятельность учреждения, как и самого НАТО, не направлена против какого-либо конкретного государства. Однако упоминание "гибридной войны" и выразительное подмигивание довольно четко свидетельствовало, что речь идет о России, влияние которой в плане информации и кибер-пространства центр будет снижать. Поэтому вполне понятно, что "наши" готовятся к новой холодной войне, хотя пока об этом не говорится открыто.

В то время, как высокопоставленные гости НАТО направлялись в Ригу, журнал The National Interest опубликовал длинное интервью с мэтром внешней политики США, автором внешней политики администраций Никсона и Форда Генри Кисинджером. В электронном виде интервью доступно здесь. Заметное место, которое в этом интервью было выделено России, и отношение к ней Кисинджера, быстро вызвали широкий резонанс. Это касается и самой России, где слова Кисинджера были восприняты с заметным ликованием, хотя в глубочайшей сущности здесь об украинском кризисе говорится совсем не то, о чем повествует кремлевская пропаганда. Рассказ Кисинджера в связи с Россией и Украиной звучал и прежде, но для надежности напомню главные нюансы. Я лишь хочу предупредить, что это будет рассказ, как говорится, "18+", и многим у нас это может не понравиться. Но ведь неспособность прислушиваться к оппонентам типична как раз для тех, кому мы тут пытаемся противостоять, не так ли?

Прежде всего, Кисинджер говорит в категориях "сверхдержав": отношения Украины и России никогда не будут сведены к отношениям двух традиционных суверенных государств. По крайней мере, в сознании русских и, возможно, также украинцев. По его мнению, Россия готова на многое, чтобы подтвердить свой статус сверхдержавы. Вопрос, возможен ли какой-либо международный порядок, если этого не допускать. И затем следует цепь никем незапланированных событий: ЕС без особых колебаний подталкивает Украину к договору об ассоциации, Янукович в последний момент понимает его возможные последствия и "соскакивает", Янукович за деньги обещает Украину путинскому Евразийскому союзу, начинается Майдан, Путин, который вложил 60 миллиардов в Олимпиаду в Сочи, чтобы подтвердить свою принадлежность к Западу, воспринимает это как враждебную акцию и ловко присоединяет Крым, начинается безвыходный, замороженный конфликт на Донбассе, и отношения России с Западном радикально ухудшаются. Старый вашингтонский циник особо не распространяется по поводу "воли украинского народа" или территориальной целостности этой страны. Но его послание существенно отличается от позиции России. Если Россия говорит, что за всем этим стоит злобный дядя Сэм, то Кисинджер, напротив, обвиняет администрацию США в неспособности контролировать ситуацию дипломатическими методами. Если уж США долгое время выполняют функции гаранта безопасности в Европе, то где были эти якобы всемогущие американцы, когда Янукович закрывал все свои соглашения с Брюсселем и менял позицию на 180 градусов? Возможно, если бы они энергичнее говорили со всеми сторонами — в т.ч. Россией — сейчас на Донбассе царил бы скучный мир, а не бандиты и мародеры? Разумеется, ястребы во всех странах НАТО могут порадоваться. Но антагонизировать Россию — не великое искусство. Изначальная задача после распада СССР была полностью противоположной — интегрировать.

Этот взгляд весьма циничен. В конце концов, в одном фрагменте интервью Кисинджер заходит так далеко, что говорит о зоне нейтральных государств "между НАТО и Россией" как возможном будущем компромиссе. Конечно, подразумевается Украина, но не хотелось бы верить, что старый лис внешней политики не осознает, как такие тексты звучат в странах Балтии. Однако несколько вещей он воспринимает намного точнее большинства сторонников "новой холодной войны". Прежде всего, Путин во имя поддержания "статуса сверхдержавы" готов совершать действительно безумные вещи. Почти ритуальное раздавливание сыра катками и запрет Википедии — это еще цветочки. Во-вторых, санкции не могут повлиять на его поведение в сфере геополитической стратегии. Он готов играть в долгосрочной перспективе. Как было сказано в другой ситуации: "Мы вас пережмем". Вряд ли Россия порадует ближайшие страны, зато она очень хорошо умеет доставлять неприятности, в том числе информационные.

И именно тут начинаются, как говорится, вопросы для размышлений. Во-первых, понятно, что доктор Кисинджер — далеко не единственный представителей "истеблишмента" внешней политики США, который видит вещи примерно так. И если не произойдет что-то очень-очень плохое, то рано или поздно может случиться какой-нибудь очередной détente. В конце концов, президентские выборы не за горами. Как будет выглядеть такой détente, и как он отразится на отношениях НАТО (читай — США) с Балтией? Во-вторых, допустим, он не случится. Тогда начинаются долгие соревнования по "пережиманию" между Западом и Россией, которая со временем начинает использовать все более безобразные средства — все, кроме открытых военных действий. И тут у нас возникает вопрос, который можно обдумать в свободное время, — действительно ли участие в таких соревнования по "пережиманию" является тем сценарием будущего, которым нам в Латвии следует восторгаться, учитывая всю нашу блестящую экономику, демографию и другие реалии.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!