Foto: LETA
В публичном пространстве постепенно нарастает истерия в связи с решением Народно-хозяйственной комиссии Сейма.

Распространяются теории заговора,  суть которых сводится к тому, что Латвия, подчинившись давлению или же осознанно решив служить империи зла, готовится уйти в рабство к Российской газовой компании "Газпром".

Моя профессиональная деятельность долгие годы была связана с энергетикой, поэтому я очень хорошо ориентируюсь в том, что происходит, как регулируется эта отрасль в нашей стране. Я один из тех редких людей, у которых при исполнении своих должностных обязанностей, был доступ ко всей информации, связанной с этой сферой, в том числе, была возможность и ознакомиться с тайными договорами о поставке газа "Газпромом", проектами "местной энергетики" и прилагаемыми к ним схемам поддержки.

Я не боялся высказывать свое экспертное мнение —  прямо, открыто говорить о том, что происходит в этой сфере. Несколько лет назад я был единственным государственным должностным лицом, позволявшим открыто критиковать существующий порядок в отношении схем поддержки "местной энергетики", указывая, что, действуя так,  мы готовим почву для краха народного хозяйства в будущем. Сегодня это мое мнение, подтвердилось реальной жизнью, но тогда от него отмахивались и не хотели признавать , просто обвиняя в лоббировании интересов "Газпрома".  

Сейчас я готов высказать свое мнение в связи с либерализацией рынка природного газа Латвии, хотя и осознаю -  многим такое мнение опять будет очень неудобно, и чтобы дискредитировать мою позицию, не будет никаких иных аргументов, как единственно вновь, как обычно, обвинить в лоббировании интересов "Газпрома".

В связи с решением о либерализации рынка природного газа, принятым Народно-хозяйственной комиссией Сейма, в обществе интенсивно распространяется  информация тенденциозного характера, которая опирается на мнения различных "экспертов". Эти "специалисты", вообще  не участвовавшие в самом процессе принятия решения, не зная, какой была его мотивация, и, судя по всему, даже не ознакомившиеся с сутью поправок, принятых комиссией, неспособны адекватно рассуждать о происходящем. 

Вместо того, чтобы согласиться с вариантом поправок к Закону "О вступлении в силу отдельных статей Закона об энергетике", изначально предложенным Latvijas gaze (он предусматривал лишь откладывание мероприятий либерализации, комиссия приняла решение двигать поправки, предусматривающие, что отдельные нормы закона, обеспечивающие  право любому пользователю системы (третьей стороне) на доступ к газовой инфраструктуре Латвии на открытых, равноправных и экономически обоснованных условиях, вступят в силу незамедлительно, не дожидаясь 4 апреля 2014 года. Поправки, связанные с разделением и возможной продажей активов Latvijas gāze в целях создания независимого оператора, было предложено отложить до того момента, когда Латвия присоединится газовой системе, из которой можно будет получать альтернативные поставки газа. Такую возможность предусматривает действующее сейчас Европейское законодательство (так называемый 3-й пакет) в отношении либерализации рынка природного газа Латвии. И это логичное и обоснованное регулирование, поскольку пока у Латвии нет возможностей альтернативных поставок газа, в этих мероприятиях либерализации не будет практического смысла и пользы для потребителя. Напротив, это приведет к дополнительным расходам потребителей в Латвии, поскольку придется содержать более сложную и дорогостоящую газовую систему. О том, как это бывает, свидетельствует опыт Латвии в либерализации рынка электричества.

Таким образом, поправки к закону, предложенные комиссией, не откладывают процесс реальной либерализации, а устраняют ускоренную, носящую формальный характер, либерализацию, существующую только "на бумаге", а потому чреватую для потребителей в Латвии необоснованными дополнительными расходами, и не способную принести какую-либо пользу.

Нынешний порядок либерализации рынка природного газа Латвия для себя утвердила согласно нормам законодательства Европейского Союза (так называемый 2-й пакет), которые были признаны устаревшими, и утратили силу в 2011 году, когда был принят 3-й пакет. Если  будет применен этот устаревший порядок, Латвийское государство будет вынуждено нарушить обязательства, которые взялась исполнять, заключив 2 апреля 1997 года договор покупки продажи с „Ruhrgas AG un PreussenElektra AG" (Германия) и "Газпромом" (Россия). Заключив договор, Латвия обязалась сохранить Latvijas Gāze как единую структуру, и до 2017 года сохранять единственно за  Latvijas Gāze прав на продажу, хранение, распределение и реализацию природного газа. Таким образом, реализуя порядок либерализации, предусмотренный сейчас законом, Латвия будет вынуждена нарушить целый ряд нормативных актов и международных соглашений, которые обязывают государство обеспечивать ясные, справедливые и стабильные условия инвестиций и защиту инвестиций в сфере энергетики. Латвии это будет очень невыгодно.

Поправки, утвержденные комиссией, разрешают эту ситуацию, поскольку вероятность создать соединение с другими газовыми системами до 2017 года близка к нулевой, и в этом случае Латвии не придется нарушать взятые на себя обязательства по отношению к инвесторам Latvijas gāze. В том числе, и по отношению к крупнейшему акционеру Latvijas gāze -  энергетической компании Германии E.ON Ruhrgas, которая в свое время начала и выиграла судопроизводство против Латвийского государство по факту несоблюдения условий договора, нанеся нашей стране миллионные убытки.

Высказанные обвинения, что решение комиссии является результатом давления "Газпрома" — абсурдны и не обоснованы. Напротив, комиссия, принимая это решение, исходила из необходимости устранить риск возникновения ситуации, при которой Латвии будет вынуждена оказывать необоснованное давление на акционеров Latvijas gāze  юридически некорректно и, не отвечающее реальному положению дел. Несомненно, такая неадекватная деятельность Латвии заставила бы акционеров Latvijas gāze отстаивать свои интересы, а также реализовывать мероприятия, направленные на как можно более быстрое возвращение своих инвестиций.  Логично было бы ожидать, что при реализации такого сценария Латвии не пришлось бы рассчитывать на благоприятные цены на газ, но в такой ситуации действия акционеров Latvijas gāze классифицировать, как оказание давления было бы некорректно.

Полностью можно согласиться с мнением, высказанным нынче Европейской Комиссией "интегрированный, либеральный рынок, на котором существует эффективная конкуренция, обеспечивает потребителя честные цены на газ". Поэтому логично и решение Еврокомиссии — дать Латвии возможность отложить либерализацию рынка природного газа, пока в Латвии рынок такой, какой он есть: и эффективную конкуренцию он просто не может обеспечить.

Сейчас важно, чтобы выводы и действия латвийских политиков наконец-то стали адекватными ситуации. Государственными и смелыми. Надо наконец-то становиться самодостаточными эгоистами, защищая интересы своего государства.

Поправки, предложенные комиссии, обеспечат наиболее низкие цены на энергоресурсы для латвийских потребителей, что даст реальную возможность ощутимо снизить прирост компоненты обязательной закупки и расходы на тепло, пока это нельзя сделать инструментами конкуренции. В целом они принесут  нашему народному хозяйству пользу, измеряемую сотнями миллионов!

Будет глупостью и трусостью такую возможность не использовать только потому, что кто-то может неодобрительно, с подозрением указать пальцем и спросить: а не обслуживаете ли вы интересы "Газпрома"?

Ускоренная либерализация, не отвечающая реальной рыночной ситуации, не в интересах ни Латвийского государства, ни латвийских потребителей. В это случае, единственными получателями благ будет те "инвесторы", у которых появятся возможности приобрести какую-либо часть разделенной инфраструктуры Latvijas gāze — например, Инчукалнское подземное газохранилище. Вероятно, в выигрыше останутся и те, кто обеспечит "инвесторов" такой возможностью.

Поэтому в нынешней ситуации тем политикам, которые по-прежнему настаивают на ускоренном процессе либерализации рынка природного газа, чтобы опровергнуть подозрение в ангажированности или отсутствия  компетенции, следует объяснить, чем обоснована их позиция, и доказать ее соответствие интересам Латвии.

В свою очередь тем, у кого начинает колотиться сердце, если путь к достижению Латвией необходимой цели проходит близко от логова медведя, хотелось бы пожелать взрастить в себе больше государственного самосознания. Поскольку именно недостаток государственного самосознания, а не присутствие медведя — самая большая угроза государственной независимости.

Самый эффективный и самый выгодный для народного хозяйства и общества Латвии способ слезть с "российской газовой иглы" -  обеспечить конкуренцию российскому газу, который в нашей стране главным образом используется для производства тепла.  И это — не совершение манипуляций с газовой инфраструктурой, бессмысленных с точки зрения практического применения и интересов потребителей. Это — реализация эффективного использования местных энергоресурсов, развитие соответствующих своих технологий, что не только приведет к возможностям конкурировать с российским газом, но и будет способствовать появлению новых рабочих мест, развитию своей науки, производству инновационных, экспортных продуктов с высокой добавленной стоимостью. К сожалению, у Латвии пока нет ни своей Энергетической стратегии, ни нормативной базы, ни ясных принципов и конкретного плана в отношении возможного использования в народном хозяйстве Латвии возобновляемых энергоресурсов. Ответственность за это лежит на Министерстве экономики. Или может и в это повинен "Газпром"?..

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!