Foto: Publicitātes foto
В общественном пространстве проходит много дискуссий о том, какие возможны сценарии развития народного хозяйства Латвии. Что было бы лучше? Но эти дискуссии обычно достаточно фрагментарны и фокусируются только в одном узком, выгодным для участников дискуссии аспекте или уходят в высокие макроэкономические сферы, представление о которых у общества минимально.

Однако такие дискуссии все же не помешали (а может быть, наоборот помогли?) утвердиться во мнении, что все, что делает государственная власть — это лучшее, что можно сделать для блага народа. А те, кто сомневаются в этом — дураки, просто неспособные понять и оценить продуманность решений.

Конечно, пока речь идет об этих высоких и трудно воспринимаемых обществом материях, легко, что угодно преподнести как заботу об обществе и развитии Латвии. Но наконец наступил момент, когда высокие материи — макроэкономическая ситуация — готовы дать правительству возможность реально, не на словах, а на деле, доказать обществу свою способность действовать адекватно. Речь идет о планируемых изменениях в налоговой сфере — итак, какое решение выберет правительство?

Обещания правительства

На словах правительство утверждает, что его цель — экономический подъем государства. В основе развития — повышение экспорта.

Но почему тогда правительство предлагает начать со снижения ставки НДС, то есть, со снижения налога, которым экспортные товары вообще не облагаются, и соответственно, предлагаемое решение не отразится позитивно на экспортных возможностях Латвии?

Правительство пытается обосновать такую позицию заботой об обществе, а для того, чтобы эти аргументы выглядели убедительными, Кабинет министров готов начать переговоры с торговцами о том, что снижение НДС должно позитивно сказать не на их карманах, а привести к снижению цен для потребителей. Для этого правительство даже готово ввести специальный надзор за торговцами. Любой, кто имеет хоть какое-то представление о торговле, может лишь улыбнуться. С помощью каких правовых инструментов в демократическом государстве с рыночной экономикой правительство собирается это обеспечить?!

Да и много ли мы видели ситуаций, когда правительство было способно вообще о чем-то договориться с обществом и обеспечить соблюдение такой договоренности? Обычно договоренности, напротив, не выполняются. Самый наглядный пример — то, что происходит с пенсиями.

Тогда насколько серьезны эти очередные обещания, и можно ли им верить?

Или у правительства действительно нет других проблем, которые следовало бы решать, договариваясь с обществом? Тут на ум приходит поговорка: правительство проблемы не решает — оно их финансирует.

Как выполнить обещания?

Если правительство действительно хочет проявить заботу об обществе, то делать это можно иначе: куда проще и полезнее снизить налоговую нагрузку на рабочую силу на ту же самую сумму, которую правительство сейчас надеется выбить из торговцев, снизив НДС. Это будет более эффективное решение, причем не придется уговаривать и контролировать торговцев. Снижение налоговой нагрузки на рабочую силу — это мера, способствующая повышению конкурентоспособности Латвии в отличие от такой меры как изменение ставок НДС. Понижение налога на рабочую силу окажет реальную помощь экспортерам, сделает Латвию привлекательней для инвестиций. Но не тем, что снизится выплаты на рабочую силу, поскольку этот вклад будет не столь велик, а тем, что будет показано, что обещаниям правительства можно верить и рассчитывать на них.

Перед выборами все коалиционные партии дружно обещали, что первые и самые важные изменения в налоговой сфере будут связаны со снижением налоговой нагрузки на рабочую силу.

Сейчас, осознав, что из-за невыполнения обещания, которого очень ждут честные предприниматели, сохранить репутацию будет трудно, правительство обещает, что "об изменениях налогов на рабочую силу можно думать со следующего года".

Просто и очевидно

Сравним, какую пользу даст снижение налогов на рабочую силу, а какую — предложенные правительством изменения НДС.

Изменения налогов на рабочую силу, в отличие от изменений НДС, относятся только к произведенному в Латвии (снижение такой компоненты как выплаты за рабочую силу). Польза от снижения НДС должна будет распределяться на всех — в том числе, на импортные товары, что уменьшит положительный эффект такого решения и стимулирует спрос на импортные товары.

Изменения налога на рабочую силу относятся только к тем, что платит этот налог — соответственно, положительным эффектом не надо будет делиться с теми, кто занят в "теневой экономике", напротив, у предпринимателей появится стимул "выйти из тени". В случае изменения НДС, позитивный эффект растворится в заработанном "теневой экономикой" и используемом далее для потребления, а удельный вес "теневой экономики", как мы знаем, не маленький. К тому же от снижения НДС выиграют те, кто больше тратит. Те, кто зажиточен, станут еще зажиточнее. Опять как-то некрасиво для тяжелых времен…

Правильный выбор

Проведя продуманные изменения в налоговой нагрузке, эту "несимпатичность" можно легко устранить — нужно снизить не ставку подоходного налога с жителей, а повысить размер необлагаемого подоходным налогом с жителей минимума. Хотя оба этих мероприятия дают один и тот же прямой эффект — общее снижение налоговой нагрузки на рабочую силу, именно изменение необлагаемого минимума дает возможность всем в равной степени ощутить позитивный эффект от снижения этого налогов. Кроме того, чем ниже доходы, тем больше будет удельный вес полученного блага в соотношении с доходами. Таким образом, изменив размер необлагаемого дохода, удастся обеспечить гораздо более значимое снижение реальной ставки подоходного налога в отношении маленьких зарплат. К тому же такая мера станет фактором, мотивирующим предпринимателей легализовать рабочую силу, что позитивно повлияет также и на Специальный (социальный) бюджет. А это дополнительная возможность решения социальных вызовов.

Решение демографических проблем

Используя изменения необлагаемого минимума еще разумнее, например, дополнительно дифференцировав его по числу детей-иждивенцев в семье, получить реальный инструмент для решения еще более актуального и существенного вызова — могут появиться реальные миллионы на решение демографических проблем, которые напрямую уйдут в семьи с детьми, а затем возвратятся обратно в экономику Латвии через потребление этих семей, помогая семьям, подогревая экономику и приводя к увеличению доходов от налогов на потребление. В случае принятия такого решения не надо будет говорить с торговцами, поэтому призываю правительство лучше уговаривать не торговцев, а семьи — предложить эту дифференциацию, введя прогрессивную ставку с существенным приростом с третьего.

Если правительство отважится наконец-то понять и поверить, что будущее нашей страны — наша реальная конкурентоспособность, а не то, как мы смотримся со стороны, то тогда уже сейчас в дополнение к уже упомянутым мероприятиям по улучшению демографии можно было бы осуществить меры, которые бы конкурентоспособность повышали. Например, повысить необлагаемый минимум до 100 латов, снизив тем самым налоговую нагрузку на рабочую силу.

Эти изменения могут значительно улучшить конкурентоспособность рабочей силы в Латвии, в связи с тем, что реальные ставки подоходного налога "маленьким" зарплатам значительно снизятся: зарплата 200 латов — ставка 12,5%, 250 — 15%, 300 — около 17%, что простимулирует появление дополнительных рабочих мест и даст также реальную мотивацию легализовать занятость низкооплачиваемой рабочей силы. А это особо актуально для многочисленного низкоквалифицированного слоя безработных Латвии. У этого в свою очередь будет значительное позитивное фискальное влияние не только на доходы с подоходного налога, но также и на доходы в специальный (социальный) бюджет, а также на другие налоги, при повышении экономической активности.

Вместе с тем вроде бы парадоксальным путем — через краткосрочное увеличение бюджетного дефицита (делая это разумно) — мы пришли бы к успешному долгосрочному снижению бюджетного дефицита. Причем эта цель была бы достигнута не через урезание расходов, а через увеличение доходов и стимулирование экономики. Так как эти предлагаемые налоговые изменения стали бы реальным стимулом предпринимателям оценить возможность легализоваться, в свою очередь предлагаемое правительством снижение ставок подоходного налога на 1% со следующего года в качестве стимула предпринимателям оставить теневую экономику в лучшем случае может быть расценено как не совсем успешный PR-ход.

И это только одна из возможностей, которое государство может использовать, поверив в себя, в свои возможности, а не вяло и послушно надеясь на обещанную манну небесную.

Момент истины близится…

Выбор правительством этих вроде бы незначительных налоговых изменений будет лакмусовой бумажкой, которая бесстрастно покажет правду — действительно ли у Кабинета министров есть готовность и понимание о том, как самостоятельно вывести страну из кризиса. Как позаботиться о своем народе и добиться процветания своей страны. Или на самом деле правительство действует как втянутая в омут козявка, которая самая не видит спасения, и единственным планом выживания которой являются отчаянные попытки, жертвуя всем, любой ценой прицепиться к чему-то большему (еврозоне), в надежде за счет него спастись, даже если его тоже затягивает в омут…

Если правительство посмеет поверить в будущее этой страны, которое оно само и создает, то ничто не запрещает ему прямо сейчас начать действовать, чтобы начать решать увеличивающиеся демографические, социальные и связанные с "теневой экономикой" проблемы, а не ждать, когда будут выданы ключи в вожделенное царствие небесное.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!