Foto: LETA
Я воспринимаю дело Pussy Riot лично, поэтому заранее прошу прощения за повышенный тон в сегодняшнем блоге. Три молодые женщины. Громкий, радикальный, но ненасильственный протест против российского режима и распущенности руководства православной церкви. Смелая, безумная акция.

Направленная против двух влиятельнейших институтов России — президента и Церкви. Последствия: арест на 5 месяцев, политический процесс и приговор — 2 года тюрьмы.

И тут целый ряд латвийских святош начинает поднимать нюансы биографии этих девушек, выступать по поводу выбранного приема! В лучшем случае, чтобы подтвердить свою просвещенность и гуманизм по сравнению с российскими структурами власти. Они готовы признать, что 2 года — это слишком, но вот на общественные работы ради перевоспитания стоило бы направить. Об этой реакции на ir.lv прекрасно написала Линда Цурика.
И здесь я уже чего-то не понимаю. Вам кажется, что этих девушек надо перевоспитывать? Действительно? Если так, то можно ли узнать, что такого неприемлемого в их поступках?

Как я вижу ситуацию с Pussy Riot?

Начнем с теории. Чтобы не было скучно — на основе реальных примеров.

Представим, что какая-то группа латвийских или российских граждан блокирует шоссе: час или два машины не могут попасть в Ригу. Что это такое, как это называть и как реагировать? А это зависит от контекста. Есть огромная разница, по какой причине это сделано. Чтобы развалить экономику страны. Просто шутки ради — от нечего делать. Или чтобы выразить политический протест.

Также есть разница, если ты ввалился в церковь пьяный с пивными похабными песенками, или ты там выступил с протестом против вмешательства Церкви в политику.

Кто не видит разницы между двумя ситуациями, очевидно, не поймет и громкой и однозначной реакции правозащитных организаций (Amnesty International, Совет Европы) на приговор по делу Pussy Riot. Евросоюз тоже отреагировал моментально. Политические протесты часто не проходят точно по букве закона с соблюдением всех формальностей. Особенно если они направлены против системы, которая ограничивает легальные протесты. Свобода политического самовыражения и искусства — это фундаментальные ценности современного демократического мира. Для их ограничения нужны более веские причины, чем в случае повседневных мероприятий.

Например, пьяная ругань на улице — это мелкое хулиганство. Матерные слова в литературной работе или фильме — приемлемы. Просто потому, что такое проявление обладает большей ценностью и, соответственно, заслуживает большей защиты. Даже если это кому-то не нравится или кого-то оскорбляет.

Даже если это не нравится БОЛЬШИНСТВУ и оскорбляет БОЛЬШИНСТВО.

Это принципы, которые не раз подтверждали современные правозащитные учреждения, например, Европейский суд по правам человека.

Вернемся к Pussy Riot.

Что они вообще делали в церкви? Выступали с протестной песней-молитвой. Протест, судя по словам песни, был против:

- перегибов православного священства — легендарных черных лимузинов,
- Патриарха как ярого сторонника Путина, в том числе во время богослужений,
- продажности Церкви,
- связей со спецслужбами,
- отношения к свободам, запрету прайда,
- средневекового отношения к женщинам.

На сайте Pussy Riot можно найти подробное описание с объяснениями о том, что и почему они делали.

И теперь расскажите, что там было неправильно? Где богохульство?

Текст? В тексте песни не было нападок на православных или православия как религии, если только она не идентична церковной администрации.

Нерелигиозная песня в церкви? До Pussy Riot в этом храме в рамках какой-то корпоративной вечеринки (!!!) выступала Boney M. В современном мире это не является чем-то чрезвычайным. В этой церкви банкеты и корпоративные мероприятия — обычное дело.

Помехи для ритуала? В тот момент богослужения не было. Насколько я читала в интернете, не было также молящихся.

Единственный этически спорный момент (из-за которого я не уверена, что сама участвовала бы в такой акции) — опасность обидеть тех верующих, которые не виноваты, что у них такой Патриарх и прогнившая система. Но, извините, а корпоративные тусовки в этой церкви их не травмируют? А неприличное (если не сказать жестче) поведение собственного Патриарха?

Поэтому, дорогие сограждане, еще раз обращаюсь к вам — ЗА ЧТО вы хотите наказать Pussy Riot? Понимаете ли вы, как вам повезло жить в демократической стране, где у вас есть много возможностей, как эффективно выразить свой протест? Как бы вы протестовали в условиях авторитарного режима, где 2 года тюрьмы никого не удивляют? И где такие решения вообще принимаются не в суде, а на политическом уровне?

Мне становится нехорошо, когда я представляю, что было бы, если бы подобная акция Pussy Riot произошла в Латвии. Ведь теперь ясно, как много людей здесь, в демократической стране, требовало бы крови, копалось бы в биографиях артистов (где есть много провокационных акций, но ничего такого, что не было бы сделано в других работах художников!) и нравоучительно посылало бы молодых женщин потрудиться на общественных работах или заняться воспитанием детей!

Может быть, именно поэтому в Латвии нужны такие акции. Акции, которые выбрасывают нас из советских представлений и позволяют стать более свободными в своем мышлении и во мнениях. Когда, в отличие от обществ религиозного фундаментализма, мы можем себе позволить иронизировать и протестовать также по религиозным темам.

Современные более свободные общества — страны Скандинавии, Нидерланды и т.д. — тоже не стали такими за один день. Для перемены мышления потребовалось множество провокационных акций, множество острых дискуссий. Но, разумеется, мы однажды тоже к этому придем. Сигналом будет тот момент, когда не только Пол Маккартни и Бьорк, но и наши местные поп-звезды поймут, что творческая и политическая свобода — это достаточно большие ценности, чтобы за них публично бороться.

Пока мы еще не там. Поэтому нам нужны свои Pussy Riot.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!