Если бы фильм "Система Путина" был снят в Латвии или если бы его показывал коммерческий канал, можно было бы сказать: вот пример идеальной рекламной кампании. Совершенно бессмысленный, но громкий конфликт, постоянное развитие ситуации, журналистские расследования, общественный резонанс, срочное изменение программы… Мечта пиарщика!
Однако по сути от того, когда именно покажут "Систему", не изменится решительно ничего — никто на этом не заработает, никто не поднимет узнаваемость своего бренда, фильм никак не повлиял бы на исход выборов в Госдуму РФ… Зрители, правда, после артподготовки со стороны газеты Diena и правых партий просто обязаны во вторник запастись чипсами и пивом и после программы Panorāma прильнуть к голубым экранам. Чтобы увидеть там в точности то же самое, что без каких-либо препятствий годами тиражируется в латышской прессе (и, кстати, могло бы тиражироваться и в русской — если бы возникло такое желание). Хотело ли LTV такого роста рейтинга — ценой, возможно, голов председателя Национального совета радио и телевидения Абрама Клецкина и гендиректора LTV Яниса Холштейнса — вопрос риторический.

Если же рассмотреть ситуацию по существу, то "Система Путина", якобы случайно поставленная в эфир 1 декабря, накануне выборов в Госдуму Российской Федерации, просто физически не должна была вызвать беспокойства у Посольства России или МИДа Латвии. Во-первых, фильм нельзя назвать чем-то кардинально новым: LTV никогда не было замечено в симпатиях к Путину. Во-вторых, показ картины по госканалу вряд ли мог повлиять на позицию граждан России, проживающих в Латвии и готовящихся к голосованию в воскресенье. Потому что российский электорат не смотрит LTV, а если и смотрят, то антипутинскую пропаганду воспринимает диаметрально противоположным образом. Посольство могло бы забеспокоиться, если бы "Систему", например, показал Первый Балтийский канал. А LTV7 — это несерьезно.

Что же случилось на самом деле? Возможно, кассета, как говорит Холштейнс, действительно была испорчена (тогда ее очень быстро отремонтировали). Возможно, посол России в своем обычном стиле сказал все, что думает об этой ситуации, а дальше в все решила инициатива снизу (по схеме "как бы чего не вышло"). Может быть, дипломатичный Абрам Клецкин, который наверняка понимал, что этот бессмысленный акт LTV никаких позитивных последствий не принесет, неловко выразился в телефонном разговоре. Может, перестраховалось Министерство иностранных дел. А может, одно наложилось на другое, и в итоге мало кому интересный фильм был снят с эфира.

Ну сняли и сняли, почему такой шум? Скандалы с цензурой у нас крайне редки, поэтому любое подозрение (а началось все с записи в блоге журналистки Diena — то есть это, фактически, частное мнение, высказанное со ссылкой на неназванный источник) приводит журналистов в состояние крайнего нервного возбуждения. И все бы ничего, но для латышской прессы сложно найти более лакомый кусочек, нежели гипотетическая рука Кремля на гостелевидении. Поэтому уже во вторник Diena порвала Клецкина и Холштейнса на куски, поймав их на противоречиях в деталях. Дальше — больше: уже есть версии о том, как именно информация от Посольства России попала к Клецкину. Естественно, через Партию Народного Согласия, которая выдвинула Клецкина на пост главы НСРТ (ПНС эту информацию с возмущением отрицает).

Все это — напомним — происходит в связи с совершенно бессмысленным показом фильма и не менее бессмысленным снятием его с эфира. А вообще, если уж доводить ситуацию до вполне полного абсурда, то LTV как независимый и объективный канал мог бы остаться независимым до конца. Раз уж решил показать "Систему Путина", то — для отражения мнения второй стороны — стоило бы показать не менее качественные пропогандистские материалы российского производства (Леонтьев, Мамонтов и компания). Можно было также сразу до или сразу после "Системы" дать слово, например, послу России. А уж зритель пусть сам делает выводы — кто прав и кто виноват.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!