Над итогами 37-й недели года в программе "Частный взгляд с Григорием Зубаревым" на "Новом радио" FM 102,2 размышляет обозреватель газеты „Neatkarīgā" Виктор Авотиньш.
О том, что Генсек НАТО рекомендовал латвийским политикам не дергаться по поводу возможной атаки России на Балтию.
Яап де Хооп Схеффер не то, чтобы нас умыл, но дал со своей колокольни совет чересчур не суетиться. Сейчас в оркестре после событий в Грузии ведущую тему исполняют уже не военные барабаны, политические тромбоны и дипломатические скрипки, а … калькуляторы. Особенно в Европе. Если из-за амбиций американцы еще играют в игрушки под названием «блокирование морского периметра черноморского побережья Кавказа и юга России», то французский президент Саркози хочет усидеть на всех стульях сразу. Как часть Европы, Латвия тоже подпадает под калькулятор, то есть, экономические соображения начинают превалировать. Вот, калькулятор и покажет, как нам быть. Пока же мы принимаем красивые позы, не обеспеченные никакими ресурсами.

 

О том, кто бьет по кнопочкам европейского калькулятора.  Бьют по ним другие. Наших пальцев на этих кнопочках я не вижу. Как и не вижу какой-либо целенаправленности в наших отношениях с Россией.

О том, что призыв министра обороны Велдре к Земессардзе «готовиться к новым вызовам», может быть воспринят, как призыв к ополченцам готовиться к войне. Более того, по латышским СМИ прошла информация, что США пошлют нам сигнал, как нам перекроить концепцию национальной безопасности; американцы беспокоятся о нашем спокойствии в условиях новых угроз. Велдре, наслушался страшилок из-за океана и воспрял духом, но похож он не на трубу, призывающую к отпору, а примерно на свиристелку футбольных фанатов. Мы будем в безопасности, когда станем качественной страной. И не силой военных мускулов, а качеством государства и общества.

О том, что есть качественная страна. Благополучие начинается тогда, когда общество пребывает в ладу с властью. Когда власть и оппозиция — друзья-противники. А сейчас они — противники, без черточки, я хочу, чтобы появилась эта черточка. Тогда механизмы управления страной будут обращены к людям. Я — не левый, я — либерал, и у меня есть претензии не только к власти, но и к обществу.

О том, является ли Авотиньш революционным романтиком. «Город Солнца» Томмазо Кампанелла не была моей любимой книгой в юности. Не такой уж я и сложный мужик; читал книжки типа «Последнего из могикан» или «Береги честь смолоду». Я — за практические решения практических вопросов. И я отвечаю за каждый свой напечатанный текст, за свои поступки тоже отвечаю я сам.

О несогласии Затлерса с кандидатурой «народницы» Паэгле на пост посла Латвии в ООН. Затлерс продолжает метить свою территорию. Это — внутренние распри, Затлерсу все еще предстоит самоутвердиться, показать, что он дистанцирован от Народной партии. И кандидат в послы в ООН — не такой уж важный вопрос, чтобы не постараться расширить застолбленный президентом участок. Особенно в делах, которые его касаются напрямую — в назначении послов.

О том, что Затлерс пошел против и столпов Народной партии, и ее креатур. Не надо в этом искать политики. Здесь — интрига в отношениях. Комиссии по иностранным делам Сейма, аплодировавшей предложению министра иностранных дел Риекстиньша по поводу Паэгле, я не придаю большого значения. Конъюнктура, и не более того. «Народники» — главная сила в коалиции, под ними МИД. Поэтому и выдвигаются на посты не лучшие из лучших, а те, за кем стоит Народная партия.

О том, не является ли история с Саакашвили дежавю? Интересы США в ближнем для России зарубежье очевидны. А зарубежье это — Восточная Европа, и именно она станет театром военных действий, если начнется новая «холодная война». И если по сигналу из Штатов мы станем дико безопасными, у этой палки появится и второй конец: когда этой «безопасностью» будут обеспечиваться интересы Америки на границах ЕС, сценарий станет совершенно иным. С интересами США в конфронтацию на нашей территории вступит «доктрина Медведева». И эта конфронтация будет более явной, чем нынешняя между Россией и Америкой. Передел мира никуда не делся, он — продолжается.

О том, должна ли была молчать Латвия в истории России с Грузией. Не должна была. Но Латвии надо было четко сформулировать свою позицию, исходя из той геополитической ситуации, в которой находится она сама, учитывая этнический состав своего населения и то, с какими соседями ей и дальше жить.

О том, что в связи со спорами по поводу замораживания зарплат, «народники» намекают «зеленым крестьянам» на их возможность поработать в оппозиции.  Официальная характеристика ситуации и официальные действия правительства в связи с этим — не одно и то же. Годманис оптимистично заявляет, что год нам предстоит провести в кризисе — только год! Тогда необходимо мобилизовать все силы, чтобы голой задницей не елозить по голому асфальту. А чем мы занимаемся? Внутренним препирательством, у каждого члена Трехстороннего совета — Кабинет министров, работодатели, профсоюзы — свои интересы. Но при этом правительство действует по принципу: начался ураган — раскрой зонтик; а надо бы в укрытие идти. Замораживание зарплат в госсекторе — это только на первый взгляд проблема госслужащих, на самом деле она касается всей страны.

О заботах во время кризиса. Получается, что во время всеобщего кризиса, правительственная коалиция заботится только о партийном комфорте.

О предложении запрета заниматься политической деятельностью, если политик не выполняет данных избирателям обещаний. Полностью согласен с тем, что мало значащая политическая ответственность должна перерасти в нечто жестко реальное. Нужны гарантии того, что за время нахождения страны в кризисе,  появится что-то аналогичное тому, за счет чего строилось благосостояние предыдущих бюджетов: или новые приватизационные ресурсы, которые мы доведем до банкротства и по дешевке продадим, или новые марсиане, которым скандинавские банки будут давать массу кредитов, из-за чего ВВП опять попрет вверх, или в какой-то отрасли народного хозяйства начнется новый бум. При этих условиях у людей появится возможность свести концы с концами. Пока я не вижу, чтобы правительство обозначало какую-то позитивную перспективу. Это было бы нормальным, как и нормальная оценка социально-экономических рисков: насколько за год увеличится число малоимущих, и что с ними делать.

О том, не станут ли наши внуки осуждать нас за вступление в Евросоюз. Как говорил диссидент Владимир Буковский, между СССР и ЕС, на самом деле, нет большой разницы. Если куда-то лезть, то следует пользоваться собственной головой, просчитывать перспективу. Залезть для того, чтобы тебя прокормили и дали крышу над головой, а самому ни о чем не думать? В конце концов, страной и народом нас может сделать лишь собственная голова. А если главный ресурс для вступления в Евросоюз — страх перед Россией, то это никуда не годится. Это означает, что своей головы у нас нет, и мозгов хватает лишь на то, чтобы заменить Москву Брюсселем. И если Брюссель будет создавать нам трудности, мы будем ругать его так же, как в свое время ругали Москву.

О вопросе из интернета, не собирается ли порядочный человек Авотиньш прийти в политику? У меня нет властных амбиций, мне во власти ничего не нужно. И это плохо для того, чтобы идти в политику. Сидеть в Сейме — скучное дело. Чтобы что-то исправить, необходимо кардинально менять отношение к партиям. Сколько человек вместе придут «разгонять» ныне действующую коалицию? Кормить людей обещаниями — это одно, формировать корпус соратников — другое.

 

Дела соседские

 

Об обвинении эстонским президентом Ильвесом  "хамелеонов из финского политического руководства в целовании пальцев ног Москвы". Финляндия — самостоятельная страна. В свое время, когда у ее президента спросили, как страна должна вести себя на международной арене, Урхо Калева Кекконен подошел к карте и сказал: смотрите, кто рядом с нами — Советский Союз. Финляндия сегодня прекрасно использует Россию, как ранее использовала СССР. Дальновидный политик будет применять географию на пользу своей стране, недальновидный — искать в географии вражескую составляющую. Тарья Халонен, нынешний президент Финляндии — дальновидный политик, имеющий собственный язык, эстонский президент Ильвес — повторяет за кем-то. А между родственными народами должна быть особенно уравновешенная политика: нечего с бухты-барахты бросаться с обвинениями только из-за того, что финны с россиянами выстраивают прагматические отношения. И Годманису незачем искать подходящие для Латвии модели от новозеландской до чилийской, достаточно, имея с Финляндией условно схожую судьбу, сильно учиться у финского общества тому, как сделать ту же Nokia. Как сделать образование бесплатным, вплоть до высшего, как обеспечить доступность к бесплатным учебникам, бесплатное питание в школах. Если рассматривать Россию в соседях, как лимон, финны из этого лимона сделали лимонад, в отличие от тех, кто лимон перегоняет в самогон, а потом мучается головной болью.

О том, что литовский президент Адамкус сравнивает ситуацию в Грузии с оккупацией Литвы Советским Союзом в 1940 г. Я бы согласился с оценкой кавказских событий, данной Артемием Троицким: Россия одержала военную победу, но потерпела моральное поражение, сделав шагом больше, чем было необходимо для достижения военной победы. Но я не могу найти объективной информации о российско-грузинском конфликте ни в западных СМИ, ни в российских. Нет нормального серьезного анализа о произошедшем. Идет поток сплошных стереотипов, на которых приближающийся к истине вывод о действиях России или Грузии построить невозможно, а выстроить перспективу — тем более.

О том, что группа депутатов литовского Сейма подала в Конституционный суд заявление, требуя признать неконституционным возможность ввода в Литву сил быстрого реагирования НАТО в случае атаки на государство. Конструкция эта — идеологическая. Но есть конструкции, на основе которых можно строить более конкретные представления. Обратимся к концепции национальной безопасности США. Она предполагает, что американские превентивные удары не являются нарушением международного права. Стало быть, Америка загодя может нападать, на кого хочет. И в противовес этому возникла «доктрина Медведева», в которой сказано: Россия имеет право защищать своих граждан в любой точке земного шара, где их обижают. И особо подчеркнуто: в мире есть места, где геополитические интересы России приоритетны. Так что, американская установка относительно национальной безопасности уравновешена Россией. Из-за этого Адамкус с другими политиками и суетятся. Они нагоняют идеологический туман вместо того, чтобы сформулировать позицию Восточной Европы относительно взаимоотношений США и России — каковы реальные угрозы для национальной безопасности, откуда они проистекают, какова роль стран Восточной Европы в смягчении противостояния двух великих держав?

Об объявлении МИДом России, что политика Украины в отношении нее является недружественной. Мне кажется, что Украиной играют, как, впрочем, и нами. И все мы, к сожалению, этой игре поддаемся. У нас зависимое мышление, мы не думаем о том, что под любым из «старших братьев» хорошо нам не будет. И поскольку, в отличие от нас, Украина поболее заметна на карте, мне очень хочется, чтобы жители востока и запада этой страны пришли к объединяющему мнению.

О том, какие интересы соотечественников защищает Россия, послав стратегические бомбардировщики в Венесуэлу, готовя совместные военно-морские учения с дружищей Чавесом. (усмехаясь) Видимо, близка к осуществлению мечта президента Чавеса низко пролететь на российском бомбардировщике над головой его «друга» президента Буша. Вся эта история — политический жест, такой же блеф, как и намерение военной блокады водного периметра России на Черном море. Но блеф может быть правдоподобен только при наличии соответствующего ресурса силы. Этим-то мы и отличаемся от великих держав: блефуем, ничего стоящего не имея за спиной, поэтому наш блеф мал и дешев. А ведь мог бы быть и с мозгами.

 

Там, за горизонтом

 

О том, что конституционный суд Испании заблокировал проект властей Страны Басков провести референдум по национальному самоопределению. В отличие от сходных процессов в Тибете или Южной Осетии, официальная Латвия на «испанское дело» реагировать не будет. Начиная с кризиса на Балканах, у нас очевидный двойной стандарт: есть страны, которые правильно относятся к проблеме самоопределения своих национальных меньшинств, и есть поступающие не правильно. Стало быть, баски поступают плохо, и мы их, конечно же, поддерживать не будем.

О том, что объединяет заявление Японии вывести до конца года свои войска из Ирака и высылку американских послов из Боливии и Венесуэлы. Неадекватная, с точки зрения США и Грузии, реакция России в кавказских событиях, повлияла на то, что мир от однополярности поворачивается к многополярности. Объявление американских послов персонами non grata показывает, что американская имперская политика приелась, приелось, когда Штаты объявляют кого угодно то империей зла, то осью зла.

О сценариях, реализация которых сейчас провоцируется. Например, потенциальная возможность достижения договоренностей Штатов с Ираном. Если Иран для США станет главным стабилизатором ситуации на Ближнем Востоке, то Америка сможет вывести войска из Ирака и с полным пылом обратить свое внимание на Россию, так как исламская угроза рассматривается Вашингтоном в перспективе менее опасной, чем российская. Сомневаюсь, что Иран на это пойдет, но если все же такой сценарий будет реализован, хаос исламского мира на Ближнем Востоке в качестве угрозы в отношении Америки затормозится. Она сможет перенести свои ресурсы ближе к России, в том числе и в Балтию, получит больше возможностей манипулировать «российской угрозой».

О том, что заметные американские политики все чаще говорят, будто Саакашвили — не тот парень, который умеет грамотно отражать интересы США. Я не знаю, кто еще для Грузии припрятан у Америки за пазухой. Саакашвили, безусловно, уйдет, он испортил игру. Напав на Цхинвали, он не дал развернуться американской игре на Кавказе.

 

  • «Частный взгляд с Григорием Зубаревым» - совместный проект «Нового радио» FM 103.2, интернет-портала DELFI и еженедельника «Вести».
  • Программа выходит в прямой эфир каждую пятницу в 16:05.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!