В минувшую пятницу о событиях 35-й недели года в программе Григория Зубарева "Частный взгляд" на "Новом радио" FM 103,2 размышлял Петерис Кригерс, председатель Союза свободных профсоюзов Латвии (ССПЛ).

В стране родимой

 

О требовании профсоюзами компенсации людям убытков от инфляции, как усугублении противостояния общества и власти. Ничего мы не усугубляем, и ничего нового не изобретаем. О необходимости компенсации говорил сам премьер Годманис. Профсоюзы же, после консультаций с экспертами по народному хозяйству, с идеей премьера согласились. Средняя инфляция в стране — 17%, и если правительство сказало «А», пусть говорит и «Б» — вот эти 17% и надо компенсировать. Значит, мы лишь помогаем Кабинету министров работать.

О словах из песни: «Где деньги, Зин?». Деньги, как в жизни — в тумбочке. Стоит она в правительстве, в Министерстве финансов. А как этими деньгами из тумбочки воспользоваться, какие резервы следует использовать, мы им предлагали еще в прошлом году, когда вели речь о повышении зарплат учителям, полицейским, медикам. Калвитис нас тогда не захотел слушать. Сменившему его Годманису мы рассказали то же самое, показали, где есть рудники, год ждали, пока правительство возьмет лопату и начнет копать. Кабинет министров застеснялся этим заниматься, ищет, где бы найти деньги на поверхности. А поверхность — карманы пенсионеров и других наименее социально защищенных слоев населения. Мы с этим не согласны: копать, ребята, нужно — глубже копать. Ждем ответа от премьера, мол, я копал, но денег не нашел. Или: я копал и выкопал.

Об использовании газеты пенсионеров для агитации ПРОТИВ референдума по  соответствию минимальной пенсии прожиточному минимуму.  Если бы у нас был такой же административный и финансовый ресурс, как у правительства и правящих партий, мы бы наполнили все почтовые ящики газетами с объяснением пенсионерам, почему НАДО голосовать. То же и по референдуму по изменению Конституции. Но в реальности мы не можем попасть ни на телевидение, ни на первые страницы газет — там место есть лишь для государственных мужей: депутаты и министры рассказывают басни, пугают глупостями. А люди, еще со времен Советской Латвии, привыкли, что делать надо так, как велят сверху.

О том, чего хочет Кригерс. Я хотел бы, чтобы отношение власти ко всем людям в нашей стране было одинаковым. Но ни Председатель Сейма, ни премьер-министр не понимают, что они являются высшими должностными лицами для всей Латвии, а не только для своей коалиции. Они же могли использовать свою административную власть, чтобы сказать политикам и чиновникам: «Люди добрые, подумайте, что вы делаете, торпедируя референдум!».

О том, что может услышать Кригерс на государственном телевидении. Стоимость политической рекламы конкретна. Платите мне 2,5 тысячи латов за минуту, и агитируйте за референдум сколько угодно, на здоровье. Но таких денег у нас нет.

О том, сколько платили телевидению за свою рекламу правительство и правительственные политики. Ничего не платили, именно потому, что они — правительство и правительственные политики. А выбрали их мы сами, доверились, стало быть, они, якобы, от нашего имени и говорят. Но достаточно вспомнить, как мы на референдуме голосовали за вступление в ЕС. Сколько денег грохнуло правительство, чтобы сагитировать народ на это — более миллиона латов! Каждый день людям вбивали в мозги: «Голосуйте «за», голосуйте «за»!». Профсоюзы же в СМИ могли высказать свою точку зрения только в авторских программах, рассказывающих о двух последних референдумах, за все остальное надо было платить. А когда мы говорили с «Латвияс пастс» о распространении нашей газеты, доставку нам тоже приходилось покупать. Даром нас слышать никто не позволяет.

Спасибо «Новому радио», вы не зарабатываете на правде, с нас не затребовано ни сантима. Сходное отношение и у Яниса Домбурса, в его авторской программе «Кас нотиек Латвия» мы тоже бесплатно даем свое видение проблем. Но если я прошу одну минуту эфира перед «Панорамой» на LTV, то разъяснение профсоюзов сразу же становится политической рекламой — плати, Кригерс.

О том, как большой специалист в области финансов министр Слактерис вдруг чухнул, что,  оказывается, для сбалансированности бюджета не хватает 820 млн. латов.  В принципе, это всего-то стоимость одного моста. Разве ж это деньги?! В Латвии не миллионами считают, а мостами, да сантимами в кошельках пенсионеров. Эксперты в области экономики считают, что подход г-на Слактериса к формированию бюджета-2009 популистский, что министр финансов всей ситуацией не владеет, пользуется порочными методами и оценками. Обсуждая с экспертами ситуацию в народном хозяйстве, профсоюзы пришли к выводу, что стране нужны не лошади для почетного караула, не новые автомобили для Сейма,  а восстановление того же народного хозяйства, создание условий, при которых бизнес перестанет драпать из Латвии, а предприятия закрываться. Людям нужна работа, при которой они смогут достаточно заработать, чтобы заплатить за услуги монополистов по ценам, которые депутаты позволили взвинтить до европейских потолков.

О вопросах ребрами, поставленных профсоюзами. Пора уменьшить зарплату некоторым категориям высокопоставленных чиновников. Пора не только ликвидировать некоторые искусственно созданные секретариаты, но и ненужные министерства типа Министерства по делам детей и семьи. В каждом министерстве есть Парламентский секретарь, якобы осуществляющий связь ведомства с Сеймом. От них надо отказаться уже сегодня.  Куда ж тогда рассадить хороших ребят, которые доказали лояльность партийным бонзам — не наша проблема. Лояльность к профсоюзам у них и не ночевала. Советы в структурах с капиталом государства или самоуправлений тоже не нужны, мы об этом не первый год говорим. Сумасшедшие деньги этим «советчикам» платятся за то, что раз в месяц они приходят на предприятие выпить чашечку кофе. Пусть кофе получают бесплатно, но и пусть пьют его не за зарплату в тысячи латов.

О каком-то марксистском взгляде Кригерса в вышеизложенном. Что тут поделать! Я среднюю школу закончил в 1971 г., изучал «премудрости», которые преподавали очень многим в нашей стране, включая премьера, большинство министров и депутатов. Может, у меня, по сравнению с ними, память устроена немного иначе. Когда я в 1990-м г. впервые пришел в церковь, увидел, что в передних рядах там уже находится все руководство компартии Латвии. Именно те, кто еще за полгода до этого рассказывали, как это плохо — ходить в церковь.

Об утверждении Годманиса, что экономическое падение достигнет пика в 3-м квартале. Пик глубины — ведь неплохо звучит! О нем в августе или сентябре говорить рано, дождемся его к концу года: пойдут счета за отопление, люди увидят реальную инфляцию. Не хочу пугать, надеюсь, что удастся договориться с правительством о компенсациях социально наименее защищенным. Но, что касается общей инфляции, в сравнении с Годманисом, я очень большой пессимист: он думает, что в этом году она будет порядка 10%, я — 20%.

О деликатности ССПЛ выражающейся в том, что он грозит вождям государства пальчиком, а не кулаком. В мировой практике профсоюзы — объединение работников: они сплачиваются, выдвигают требования, сами бдят и борются за то, чтобы требования выполнялись. У нас же все сидят — кто в окопах, кто в кустах — и ждут, когда придут какие-то профсоюзы и все сделают. А откуда профсоюзы придут, с Марса? Они создаются людьми. И люди должны понять, что не надо выдвигать в профсоюзные лидеры никому не мешающего пенсионера. Вот, ко мне пришли два амбала под два метра высотой и жалуются, что их уволили. Члены профсоюза? Нет. Почему? Побоялись: директор сказал, что уволит, если вступим в профсоюз. А без профсоюза не уволил, что ли? Когда люди панически всего боятся, никогда ничего и не достигнем. Что, большая беда нужна?!

О том, что премьеру ничего не известно о переговорах акционеров консорциума "Nord Stream" по строительству газопровода по дну Балтийского моря на предмет прокладки его ответвления в Латвию. Вопрос, конечно, интересный. Или Годманис, руководя страной, не знает, что в ней творится. Или он просто блефует. Лучше бы блефовал: плохо, когда страной руководит не премьер-министр. Если первый вариант — очень плохо. Если второй — что в этих переговорах такого секретного, из-за чего премьер предпочитает помалкивать? Ведь каждый большой экономический проект выгоден для Латвии: новые рабочие места, оживление предпринимательской деятельности, рост налоговых отчислений. В случае с трубопроводом — решение энергетических проблем, в конечном итоге, дополнительная стабильность, не надо будет печь блины на утюгах.

У соседей

О том, что 4 бывших министр внутренних дел Эстонии обвинили Партию реформ и ее премьер-министра Ансипа в разрушении внутренней безопасности страны с угрозой ее суверенитету путем  уменьшения в 2009 г. бюджета МВД на 410 млн. крон, что приведет к сокращению 967 рабочих мест полицейских, пограничников и спасателей.  Бывшие министры внутренних дел Эстонии в своих претензиях к премьеру правы. Ведь  Ансип не может своим указанием сократить преступный мир. Это очень серьезный сигнал. «Делфи» писали, что наш министр внутренних дел Сеглиньш встретился с председателем Объединенного профсоюза полицейских и потребовал информацию о том, сколько полицейских можно сократить. Но разве штатное расписание — это тот вопрос, которым должен заниматься профсоюз?  Наша забота — зарплата и пособия, условия работы и охрана труда, социальные гарантии и тому подобное. А численность полицейской должна быть такой, чтобы обеспечивался общественный порядок. И нельзя волевым решением сокращать количество полицейских, чтобы пахали оставшиеся.

О том, что бывший посол Эстонии в России Март Хельме прогнозирует, что Россия, позавтракав Грузией, может пообедать Эстонией.  Перед этим Саакашвили говорил, что аппетит России распространяется на все страны Балтии, а Украина — на ланч.  Не будучи политиками, мы в профсоюзах такие вопросы не обсуждаем, но лично я думаю, что в Латвии у россиян есть очень хороший финансовый фундамент, много имущества. А если все нормально куплено, то чего-то нового им на ужин или завтрак у нас уже не найти.

О заявлении российского вице-премьера Шувалова, что Россия не видит возможности в течение ближайшего года вступить во Всемирную торговую организацию. Скорее всего, за этим стоит расчет, а не амбиции. Хоть ВТО и выдвигала какие-то претензии к России, она хочет видеть Россию в своих рядах: большой торговый партнер — это всегда хорошо. Думаю, Россия тормозит со вступлением  ВТО, чтобы показать миру, как гирьки на весах стоят.

О том, каким может быть ответ России на требование НАТО отменить признание независимости Абхазии и Южной Осетии.  Что-либо требовать НАТО у России — не умно. Хотя бы потому, что Россия не находится в подчинении альянсу. Гораздо разумнее было бы для решения проблемы организовать встречу президента России с Генсеком НАТО. А так — потребовали, ну, и что? Россия не отреагировала. И что дальше?

О том, что после громких высказываний Латвии по Южной Осетии, наш бизнес попадет в ситуацию эстонского — не будет работает, но начнет локти кусать. Оказывается, мы не менее горячие парни, чем эстонцы. Мы бросаемся на танк еще до того, как он появляется в поле зрения. Сначала высказываемся, а потом оборачиваемся на Европу. Коли мы члены Евросоюза, то в случае с Грузией следовало, прежде всего, потребовать от него выработки единой позиции ЕС. Мы же отдельно наскакиваем на Россию, и что станем делать, если у Брюсселя будет иная, чем наша, политика в отношении России? Бегать со спущенными штанишками?

Там, за горизонтом

О том, что официальная газета  Ватикана рассматривает решение США разместить в Польше и Чехии элементы своей ПРО, как  угрозу международным отношениям и процессу всеобщего разоружения.  У Ватикана есть очень хорошие связи со всеми странами мира, где существует католическая церковь. Отсюда и очень хорошее знание настроений людей и мотивации принятия политических решений. А кому бы в Латвии понравилось, если бы вблизи ее границ появились какие-то ракеты?

Об изменении концепции национальной безопасности министерством обороны Украины, в связи с чем ее главным врагом считается Россия.  В Украине я вижу то же, что и в Латвии: постоянный поиск врагов. Мы не можем жить по-соседски нормально. Мы не умеем дружить, мы умеем воевать словами, очень хорошо себя чувствуем, когда преодолеваем какие-то внешнеполитические кризисы. Тогда мы мобилизуемся, лезем на баррикады — это нам очень нравится. А следовать мультяшной идее «Ребята, давайте жить дружно!» у нас не получается. В этом случае мы сникаем: ну, как же, так здорово собирались надавать друг другу по мордасам, а тут предлагается жить дружно?!

Так что, не обойтись без синдрома мобилизации. А мобилизовать людей можно на основе вражды, тогда и будет все нормально. А спокойные встречи и беседы с соседями — это расхлябанность, она не нравится власть предержащим. 

О заявлении Саакашвили в интервью Литовскому телевидению сказал, что конечной целью Путина является восстановление Советского Союза.  Если о желании восстановить СССР Путин лично говорил Саакашвили, то это одно. Если нет, то ненормален один из двоих. Я от Путина о таких планах не слышал, но любой, даже полунормальный человек, понимает, что восстановление Советского Союза невозможно.

О требовании Саакашвили немедленного вступления Грузии в НАТО без какого-либо переходного периода.  НАТО — это не та организация, в которой собрались полоумные или неумные люди. Умные и богатые члены НАТО не станут бросаться побыстрее принять Грузию в альянс. Никто не запрещает президенту Грузии высказывать собственные пожелания, но боюсь, что он не получит ничего, кроме как по носу. Ему не привыкать получать и от своих, и от чужих. И это плохо влияет на нюх.

О требовании правительства Афганистана пересмотреть полномочия миротворцев, запретить несанкционированные обыски домов, задержания мирных жителей и авиационные удары по населенным пунктам.  В данном случае Латвия будет поступать так, как скажет НАТО. Но своих военных отзывать из Афганистана первыми мы не станем ни в коем разе. Именно в этой ситуации будем поступать очень «взвешенно», смотреть на других, чтобы не обидеть своих больших партнеров по НАТО. А то, что независимый Афганистан выдвигает требования к независимым миротворцам, это нормально.

 

  • Программы вышла в эфир при поддержке института транспорта и связи.
  • Итоги тестирование «Сам себе политолог» — в рубрике «Вопрос дня» за 29.08.08
  • «Частный взгляд» — совместный проект «Нового радио», русской редакции интернет-портала DELFI и еженедельника «Вести».
  • Программа «Частный взгляд» выходит в прямой эфир каждую пятницу в 16:05 на частоте 103,2 FM.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!