Страна ликует — у Народной партии серьезные неприятности! Она бесславно вышла из правительства, потеряв при этом министра и парочку депутатов. Еще несколько человек дезертировали раньше. Раз крысы бегут с корабля, недалек счастливый момент, когда над этим скопищем жуликов сомкнутся волны, и навеки с политической арены исчезнет главный источник наших бед.

А ваш покорный слуга тем временем не слишком склонен к восторженным воплям. Слов нет — вина народников в том, что кризис над Латвией разразился особенно глубоко, несомненна, а их склонность к казнокрадству и мздоимству зашкаливает даже по гуманным латвийским критериям. И тем не менее вполне вероятный крах детища Андриса Шкеле меня огорчает.
Не то, чтобы мне был симпатичен бородатый олигарх и его соратники — жизнь складывается так, что в латышской части политического спектра очень трудно найти положительного героя. Беда в том, что уж слишком неприятны те, кто рвутся придти в Сейм вместо народников.

До выборов еще полгода, но ясно, что на этот раз их результаты будут поляризованы, как 20 лет назад, и в парламенте окажутся две крупные фракции — "Центра Согласия" и "Единства". И единственные возможные партнеры ЦС для формирования правительства — партии жуликов и олигархов. Преодолеют народники и "первые" барьер — есть надежда на принципиально новое правительство страны, не преодолеют — будут еще долгие годы националистического всевластия.

Я не случайно обратился именно к событиям двадцатилетней давности. Пожалуй, с тех пор не было такой консолидации латышских националистов и таких страшилок о жуткой угрозе, нависшей над бедной страной.

А помните, кого нас заставляли бояться в годы Народного фронта? Тогда все уши прожужжали о коммунистической угрозе. Теперь смешно, что на трусливых и беспомощных коммунистов горбачевско-рубиксовского образца вешали всех собак, обвиняя чуть ли не в сталинских преступлениях. Еще смешнее, что партийный стаж обвинителей был в среднем не меньше, чем у обвиняемых. Сейчас примерно то же происходит — найден жупел коррупции и казнокрадства, и речи обвинителей тем грознее, чем больше у каждого из них в собственном шкафу скелетов сомнительного обогащения.

Разница только одна — если ранее волна пропаганды серьезно влияла на русскоязычного избирателя, и немало наших соотечественников имело глупость проголосовать за Народный фронт, олицетворяемый мудрым и свободолюбивым демократом Добелисом, то сегодня происходят чисто латышские разборки. Помочь гонимым олигархам мы не можем — ну не голосовать же за них, право. Но можем попробовать разобраться, что за зверь такой — коррупция, и страшнее ли он, чем все другие.

Удивительно, что многие напасти капитализма оказываются бедами не абсолютными, а относительными. Например, пару лет назад мы ужасно проклинали инфляцию. Ее уже давно нет, а счастье странным образом не наступило. Зато безработица — вот страшное зло! А вспомним дискуссии с пьяными водопроводчиками из тех же жирных лет, когда так хотелось, чтобы у этого наглого рвача и неумехи появился конкурент в борьбе за его рабочее место…

Почти столь же неоднозначно выглядит и коррупция. Я не стану тратить слова, чтобы объяснить, чем она плоха — об этом сказано более, чем достаточно, и я готов подписаться под каждым словом. Но есть и другие стороны медали.

Начнем с того, что я плохо представляю себе парламентскую демократию без этого одиозного явления. То есть понятно, что есть страны, где властвует таинственная протестантская этика. Там ни слесарь, ни врач, ни страшно подумать, дорожный полицейский никогда не положит в карман и копейки, не выписав на нее чек.

Но непонятно, как может в такой патологической честности существовать политическая партия. Потому что для предвыборной борьбы нужны деньги, и очень большие деньги. Заработать партия эти деньги не может, может только выклянчить. Невозможно представить, что человек, дающий будущим министрам кровно заработанные денежки, ничего не потребовал себе взамен. И министр в своей благородной деятельности на пользу народу никогда не забудет, кто помог ему добраться до этой возможности творить добро. И вы поверите, что министр, берущий взятки для родной партии — назовем вещи своими именами — никогда не положит еще немного в собственный карман?

Из этого грустного умозаключения следует еще более грустный вывод: в коррупции больше других виноваты именно те, кто больше о ней кричит — средства массовой информации. Они почему-то не хотят о партиях говорить бесплатно — называют это политической рекламой и требуют немалые деньги, которые партия может добыть исключительно коррупционным путем. С другой стороны, и газетам жить как-то надо, мы же покупать их не хотим и норовим в Интернете бесплатно почитать.

Короче, единственно надежное средство от политической коррупции — это диктатура. Я что-то никогда не слышал, чтобы Сталин брал на лапу. И Гитлер, говорят, был совершенно неподкупен. Правда, у этих честных политиков были другие недостатки…

Кстати, этот перечень порядочных людей нетрудно продолжить в современность. Чего и сколько бы мы не слышали о Михаиле Саакашвили, все сходятся на одном — он действительно в кратчайшие сроки победил низовую коррупцию, ту самую врачебно-гаишную, которой так славна была что Советская, что постсоветская Грузия. Повезло грузинам с президентом, не так ли?

И вот здесь мы уже ближе к нашим баранам. Конечно, в сегодняшней латвийской элите нет ни Гитлера, ни Саакашвили, такие вершины честности нам недоступны. Берут все, но берут по-разному. И я охотно соглашусь, что уровень мздоимства и казнокрадства в Латвии под управлением "Единства" будет меньше, чем в те времена, когда страной правили Шкеле со Шлесерсом. Именно этим "Единство" и опаснее.

Мне уже когда-то доводилось характеризовать политический класс родной страны, как состоящий из двух категорий — злюк и хапуг. Это не взаимоисключающие характеристики: злюки при случае охотно хапнут народное добро, а хапуги с тем же энтузиазмом готовы нагадить ближнему. Разница в одном: в критических случаях злюки даже за приличный куш не поступятся национальными ценностями, а хапуги охотно продадут и мать родную.

Между тем развитие Латвии дошло до такой стадии, что видится лишь один сколько-то вероятный выход из кризисного тупика: продать свой голос в Евросоюзе и НАТО тому, кто готов его купить. Возможно, никто не позарится, и тогда совсем плохо, а может, Россия и клюнет. Ясно, что злюки удавятся, но не пойдут на такое отступление от национальных интересов. Следовательно, остро требуются предатели — а кто может лучше сгодиться на эту роль, чем партии опальных олигархов?

Простой и свежий пример: голосование в Сейме за упрощение получения вида на жительство. Вопрос не слишком принципиальный, однако мелкая, но несомненная коррупционная основа в нем очевидна. Но не все ли вам равно, кто и сколько получил за это голосование, если его положительное влияние на будущее страны очевидно для всех, кроме записных националистов.

Кстати, "за" голосовала возможная будущая коалиция: ЦС, ЗаПЧЕЛ, ЛПП-ЛЦ и Народная партия. Очень интересно будет понаблюдать, хватит ли им пороха преодолеть президентское вето.

Или классика политической коррупции: канцлер Германии Шредер пробивает проект газопровода "Северный поток" и в благодарность возглавляет строительство. Но это решение выгодно России, выгодно Германии и губительно только для паразитов, намеренных вечно получать деньги за свое транзитное положение. Так стоит ли ругать мудрого Герхарда за то, что позаботился не только о родной стране, но и о себе грешном?

А теперь замахнемся на святое — будет ли коррумпировано возможное правительство во главе с "Центром Согласия"? Лично у меня — никаких сомнений. Прекрасный аргумент привел некий анонимный дельфийский комментатор, процитировавший столь же анонимного депутата Рижской думы: "Посмотри, как латыши свое государство разворовывают — так чего же нам стесняться!" И тем не менее рискну утверждать, что такое правительство — лучшая альтернатива для Латвии.

Давайте под конец сформулируем. Коррупция — несомненное зло, с которым необходимо бороться. Пусть и дальше свирепствует KNAB, взрывает общество своими разоблачениями Госконтроль, периодически проходят громкие задержания и уголовные процессы. Но осуждая это зло, следует осознавать, что окончательная победа над ним невозможна. Хуже того, есть куда более опасный враг — латышский национализм. И в борьбе с этим, уже абсолютным злом, вполне допустимо заключать перемирие с отечественным жульем — а что делать, если других союзников не найти.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!