Перед выборами сейма в качестве одной из главных причин популярности Jaunais laiks я назвал такую причину: будет весело и интересно. Но я и не догадывался, что веселье достигнет сегодняшнего балаганного уровня.

Да, если члены клуба фанатов Репше желают видеть в качестве проделанной работы страстную саморекламу, революционный пыл и мероприятия, направленные только и единственно на публику, то все в порядке. Сделано, право же, немало.

Однако более десятка выгнанных чиновников, "рисовка" министра внутренних дел в самых немыслимых изданиях, регулярная смена причесок у премьера и такие же регулярные революционные заявления из серии "мы наш, мы новый мир построим" — страна это на хлеб не намажет. Нужны реальные вещи, которые проявляются в собранных миллионах, экономически продуманных мероприятиях, ну хотя бы в законченном проекте государственного бюджета. Ничего подобного не видно. Ничего. Даже на уровне заделов.

Конечно, можно понять, что за три с половиной месяца не только не настал обещанный перед выборами рай на земле, но не сбываются и внесенные в правительственную декларацию славные дела. Можно, конечно, верить, что все еще впереди, только нужно чуть-чуть подождать. Правительство, так сказать, работает с долговременной целью. Стратегическое очищение конюшен, как говорит премьер.

Но спустя сто дней хотелось бы все же узнать, чего можем мы ожидать. Как именно и какими силами это будет сделано.

Возьмем хотя бы пару разделов правительственной декларации. Например, те, что посвящены как бы основе всей экономики — предпринимательской деятельности. Чего только тут не написано: осуществим ясную и понятную налоговую политику; сформируем точную нормативную базу налогов, не допуская возможности различного трактования нормативных актов; уменьшим общее налоговое бремя, одновременно улучшая сбор налогов; будем активно бороться с уклонением от уплаты налогов, в качестве приоритетного направления работы сделав борьбу с контрабандой.

Далее: ясно определим приоритеты и порядок, согласно которому государство поддерживает предпринимательскую деятельность, осуществим программу поддержки малых и средних предприятий, определим отрасли и территории, которые нуждаются в поддержке государства, будем способствовать развитию этих отраслей и территорий.

И еще: активизируем работу государственных структур, чтобы привлечь в Латвию иностранные инвестиции, разработаем программу поддержки промышленности, которая будет способствовать введению высоких технологий и привлечению инвестиций, обеспечим информационную связь между правительством, самоуправлениями и предпринимателями в области законодательства, инвестиций, новых технологий, инноваций и партнеров по сотрудничеству, увеличим долю участия государства в обучающей программе по контролю качества для производителей промышленной продукции, в сферах охраны труда и природы.

Кроме того — поднимем роль науки в развитии производства, привлекая ученых к проведению таких исследований, в результате которых появлялись бы конкурентоспособные продукты с высокой прибавочной стоимостью, развивающие промышленное производство; будем формировать среду, благоприятную для честной конкуренции; будем способствовать росту роли образования в обществе, обеспечим подготовку новых специалистов в соответствии с потребностями народного хозяйства Латвии. Красиво. Великолепно. Это именно то, что премьер на этой неделе назвал в числе четырех выполненных правительством дел. Во-первых, это введение принципа открытости в работе правительства и самоуправлений. Во-вторых, открытость в области государственных заказов. В-третьих, новый подход к составлению государственного бюджета. В-четвертых, сформирована возможность полноценнее использовать чиновников в управлении государством.

Здесь, конечно, можно задать вопрос, действительно ли новый подход к формированию бюджета приводит к тому, что в середине февраля еще не готов проект бюджета? И более эффективное использование чиновников означает возможность расставить на нужные места лояльных (ну, может, не обезображенных интеллектом) садовников и других представителей нужных профессий.

Однако не будем мелочными, тем более, что имеется один намного более важный вопрос. Вот он: "И ЭТО ВСЕ, ЧТО СДЕЛАНО?" Это все, чем щедро оплачиваемые министры могут гордиться в качестве результатов трех месяцев работы? При том, что они следуют таким приоритетам правительства: "Ответственное и эффективное государственное управление, полноправное участие Латвии в принятии решений НАТО и Европейского союза, сильная и независимая судебная власть, предотвращение коррупции и преступности, информационное общество и народное хозяйство, базирующееся на знаниях; качество здоровья общества; интегрированное гражданское общество; сильная и созвучная эпохе национальная идентичность; сбалансированное развитие регионов Латвии и высокая занятость"?

Повторяю. Конечно, нельзя требовать от правительства, чтобы оно все сделало за 100 дней, но можно хотеть, чтобы, по крайней мере, ситуация не ухудшалась. Что-то не слышно восторженных криков о сборе налогов в начале года, не слышно и о задержании хотят бы одного заметного груза контрабанды. Хвастовство по поводу первой пойманной на выплате зарплаты в конвертах фирмочки звучит просто смешно. Но что поделаешь, если нет ничего другого, чем можно было бы гордиться. Конечно, если не считать отставки очередного чиновника.

Да, становится ясно, отчего Репше в последнее время избегает широких интервью для прессы (за исключением, так сказать, "мягких вариантов"). "Не то время", "у премьера нет такого приоритета" — объяснял мне пару недель назад пресс-секретарь премьер-министра. Логично — уже не предвыборное время, когда можно было только обещать. Кому, за исключением убежденных мазохистов, в числе приоритетов могло быть выступление в роли школьника, которому нужно оправдываться за невыполненные домашние работы? Конечно, мы можем надеяться, что все написанное в декларации Кабинета министров и обещанное перед выборами обрабатывается где-то в недрах нового правительства. И Репше на намеченной на 14 февраля пресс-конференции, как фокусник, вытащит из цилиндра и реальный, конкретный план работы правительства, и данные об уменьшении преступности и увеличении бюджетных доходов, и все то, что нам бы так хотелось услышать. Только услышим ли?

Перевод с латышского

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!