Foto: LETA
Смеяться над Жанетой Яунземе-Гренде — это уже входит в привычку. В последнее время не проходит и недели, чтобы человек, занимающий пост министра культуры, не допустил очередной публичный прокол.

У бедного Райвиса Дзинтарса наверняка уже в печенках сидит необходимость снова и снова повторять — это лишь происки темных сил, наша госпожа Яунземе-Гренде в должности министра совершила бесчисленное количество добрых дел. При этом он никак не может назвать и пару из этих достижений. В то же время это "приобретение" партии господина Дзинтарса, которое два с половиной года назад публично утверждало, что лучший вариант коалиции — это "Единство" плюс "Центр согласия", лишь снова и снова прокалывается.

Конечно, можно обвинять плохие СМИ и других злодеев, что они ради своих мерзких целей (например, под руководством руки Кремля или какого-нибудь органа Ушакова) искажают, неверно интерпретируют и вообще плохо относятся к глубокомысленным заявлениям министра.

Но как ни крути, довольно ужасно, что человек, который считает себя достойным должности министра культуры, нуждается в том, чтобы "люди культуры" объяснили — приведем точную цитату, чтобы не было новых жалоб по поводу интерпретации — "что такое Берлинский фестиваль. Сравнительно. Да, очень большой, но что это".

И как бы ни старался господин Дзинтарс (надо признать, что за последний год в большой политике у него стало получаться намного лучше), это все же ужасно, что человек в должности министра культуры Латвии в российском театре задает бестолковые вопросы о системе Станиславского.

Да, конечно, этот провал не задокументирован (наверное, к счастью) в аудиовизуальном формате, но достаточно уже пояснения Минкульта — мол, министр просто спросила, "как этому всемирно известному режиссеру удалось создать свою уникальную систему Станиславского и что было в основе этого метода".

В общем, это то же самое, как если бы я, будучи министром земледелия Латвии, во время визита в Швейцарию спросил у местных сырных мастеров — ну и как же вам, парни, взбрело в голову сделать в своих сырах эти дырки, и зачем это вообще понадобилось?

Но я не могу представить себя рвущимся на пост министра земледелия, так как я ничего не соображаю ни в летних культурах и озимых, ни в пахте и молочной сыворотке, ни в других вещах, которые, по-моему, входят в азбуку земледелия.

Поэтому я не пойму, зачем человеку нужно лезть на пост министра культуры, если ему требуются "люди культуры", которые подскажут самые элементарные вещи в данной сфере. Из серии: Берлинский фестиваль — "вери гуд, фестиваль "Балтийская жемчужина" — "нот соу бэд", фестиваль "Арсенал" — "вери дэд", Карл Маркс — это один человек, а Слава КПСС — вообще не человек. Конечно, можно с умным видом рассказывать, как важно для страны, чтобы профессионал из одной отрасли (только не спрашивайте, что это за отрасль в случае госпожи Яунземе-Гренде) профессиональным взглядом посмотрел на проблемы другой отрасли.

Умные речи — это одно, но если госпоже Яунземе-Гренде понадобится новое платье, она, очевидно, отправится к швее, а не к трубочисту или автомеханику (что бы там ни говорили разные злопыхатели). Да и господин Дзинтарс ходит лечить не государственные, а свои личные зубы не к кому-то, кто вдруг решил попробовать. Неизвестно, что у него получится с этой бормашиной…

Если бы речь шла только об одной культурной козе на посту культурного садовода, это был бы сущий пустяк. Фиг с ней, с этой культурой, от нее все равно сыт не будешь. Чего только она не пережила. Неужто не переживет и одну Яунземе-Гренде? Человек ведь старается, она же не виновата, что ни черта не смыслит в сфере, которой "руководит".

Но дело в том, что есть отрасли, важные для крупных сакральных ценностей жителей Латвии (кошелька, живота, безопасности, тепла и т.д.), которые в нашей стране тоже доверяют таким вот бестолочам. Винет Велдре — министр обороны. Марис Витолс — министр образования. Гирт Валдис Кристовскис — министр иностранных дел. Атис Слактерис — министр и обороны, и финансов. Список можно продолжить.

Все они, как и Яунземе-Гренде, попали на эти должности в нашей стране потому, что им самим захотелось (кому больше, кому меньше), а их партиям требовался соответствующий портфель. Тот факт, что в их рядах не было достойных кандидатов, не казался этим как бы ответственным партиям существенным препятствием. Мол, лучше уж свой — со временем научится.

В итоге наравне с регулярными выходками "экспериментального" министра культуры, которые лидер ее бесконечно политически ответственной партии называет "выдающимся трудом", у нас имеется также "экспериментальный" министр защиты окружающей среды и регионального развития, главным достижением которого его не менее ответственная партия со всей серьезностью называет… нет, не какие-то там проведенные реформы или прекрасно управляемую отрасль, а в лучшем случае ничью в борьбе с мэром одного города. Возможно, "учебные расходы" других упомянутых бестолочей подсчитать нелегко, зато за уроки для Атиса Слактериса мы заплатили упущенным крахом Parex, который в итоге был преодолен (если можно так выразиться) самым дурацким из возможных способов.

И ничто не свидетельствует, что такие эксперименты над страной близятся к концу.

Перевод DELFI

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!