Осень 2001 года. Мэр Вентспилса столь же публично заявил, что после того, как в России к власти пришел Владимир Путин, транспортные предприятия больше не ощущают политического давления. Изменилась и российская политика, — если ранее считалось, что производить вложения за рубежом неправильно, то путинская политика только приветствует экономическое присутствие. К тому же в Латвии, несомненно, наблюдается слишком большая экспансия скандинавов, добавил Лембергс.

Зима 2002 года. Прошло не так уж много времени, однако мнение г-на Лембергса, судя по сюжету Латвийского телевидения, показанному в среду, и другим его публичным высказываниям в последнее время, поменялось категорично. Мэр Вентспилса — в отличие от излюбленной темы обращений последних лет — больше не говорит о "российском порту в Вентспилсе", о необходимости предоставлять России полную информацию, "понимать влияние экономических и внутриполитических процессов России на результаты деятельности латвийских предприятий транзита и портов" и вместе формировать проекты против финнов, шведов и других транзитных хищников Балтийского моря.

Нет, вместо этого мэр Вентспилса (и ему поддакивают и министр сообщений, и справедливая корреспондентка с телевидения) с возмущением души выкрикивает свою боль по поводу злой России, которая, видите ли, вообразила, что может подло оказывать на бедную Латвию давление. Для маленькой балтийской страны наступил последний срок подумать о своей безопасности, не поддаваться злому нажиму и защищать свои государственные интересы. Одним словом, "российский порт" был быстро заменен на "латвийский порт".

Что же произошло? Конечно, все мы хорошо это знаем — иссяк нефтяной поток по "трубе", который долгие годы позволял г-ну Лембергсу чувствовать себя маленьким императором, причем не только в своем городе, но и во всей Латвии. "Минусовые" финансовые показатели других бизнесов, начатых представителями "нефтяной элиты", показывают, что ничего другого, кроме как "сидеть на трубе" и командовать, они по-настоящему вовсе и не умеют, да и учиться не хотят. Что тогда остается? Конечно, громко кричать и причитать в надежде, что никто не вспомнит, о чем скандировалось в предыдущие годы.

Правда, есть пара обстоятельств, которые на этот раз делают эти причитания, даже без учета "изменения курса" публичных высказываний, немного несодержательными, чтобы не сказать — просто смешными. И самым большим несчастьем является то, что Россия в связи с ее "давлением" и "угрозами латвийским интересам" никому, нигде и ничего не заявила о том, что она хотела бы от Латвии как от страны. Даже извечный скулеж Москвы о правах неграждан и русскоязычных как-то в последнее время фактически не слышен, и полученное Латвией приглашение вступить в НАТО было воспринято тихо и спокойно. К тому же, например, на Эстонию и ее Таллиннский порт никакое подобное "давление" не оказывается, совсем наоборот — там все процветает.

Да, как бы не нравилось нам любоваться своей стойкостью перед новой "угрозой" и опасностью "экспансии", в действительности российское "давление" на этот раз является выраженно экономическим. К тому же оно направлено не на Латвию, а, в первую очередь, на единственную вещь, которая для г-на Лембергса является действительно святой и неприкосновенной — на интересы местной элиты транзита. И, в первую очередь, на уже личный оффшоризованный кошелек.

Не знаю, насколько верны рассказы, что некая российская экономическая гурппировка потребовала у Лембергса и Co. просто отдать акции Ventspils nafta. Здесь можно лишь добавить, что пример Parekss banka доказал: вдоль и поперек оффшорной структуре нечего надеяться на серьезного стратегического инвестора и хорошую цену. Однако ясно одно — закончились счастливые деньки местной транзитной элиты, когда на "трубе" можно было не просто "сидеть", но и спать, фактически диктуя правила испытывающей голод по каналам нефтяного экспорта России и ее нефтяным компаниям.

Ну, кое-что уже успешно проспали. Ситуация с каналами экспорта принципиально изменилась, и, очевидно, измениться следовало и предпринимательской деятельности, а также — пониманию ведения деловых переговоров со стороны Лембергса и Co.

Однако произошло ли это? Вспоминаю, что в свое время, когда Ventspils nafta еще не стала владелицей возглавляемой мной в то время газеты, маленький человечек в шляпе, не стесняясь "трехэтажных", уже пытался бессовестно диктовать, что и как следовало писать о его тогдашнем "враге номер один" — Андрисе Шкеле.

Cо мной у человечка ничего не вышло вплоть до момента, когда незадолго до официальной смены владельца я покинул пост редактора. К несчастью для "латвийских государственных интересов", такое же "цивилизованное отношение" (и это подтверждают рассказы представителей самих "вентспилсских структур") он применял фактически везде, выкладывая ноги на стол в прямом и переносном смысле перед людьми другого масштаба. До поры до времени они терпели это из-за уникального (в то время) положения Вентспилсского порта.

Все переменилось, и теперь мэру Вентспилса самому нужно подчиняться диктату обстоятельств. Стоять по стойке смирно, обуздав южный темперамент, и выслушивать слова серьезных людей, чтобы добыть какую-нибудь лишнюю тонну для своих терминалов. Этот год и катастрофические результаты Ventspils nafta показали, что, по крайней мере пока, Лембергс и Co. не готовы к этому. И почему-то кажется, что и причитания о защите государственных интересов особо не повлияют на российских полугосударственных нефтяных магнатов. Волк, как известно, линяет, но нрава не меняет, и эту пословицу в данном случае наглядно подтверждает и долгое копание вентспилчан с предложением русским нового, более низкого тарифа.

Так что кажется, что нашим "государственным интересам" (если понимать под ними великолепную возможность поглядеть, как группка людей во главе с маленьким человечком в шляпе продолжает "сидеть на трубе" и строить посреди леса грандиозные строения на средства из мистического наследства) придется нелегко и в будущем году. По крайней мере, до тез пор, пока "железные люди" из Вентспилса не сломаются под российским давлением.

Перевод с латышского.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!