Foto: Publicitātes attēli
Вместе со всеми глупостями последних недель в связи со своим ”другом” Айваром Лембергсом министр Эдмунд Спруджс сказал также одну весьма разумную и практичную вещь.

Рассказывая о своих планах по отстранению Лембергса от должности, обязанностей, должностных обязанностей и еще неизвестно чего, Спруджс с нетипичным для него реализмом заявил — результат этого указа об отстранении в большой степени будет зависеть от позиции СМИ.

И тут он абсолютно прав. Как бы это ни нравилось оппонентам Лембергса, указ о его отстранении, даже несмотря на свою объемность, сам по себе не стоит и бумаги, на которой напечатан.

Если смотреть реально, это не лишит Лембергса ни служебного лимузина (никак не могу понять, почему самый богатый человек Латвии не может сам купить себе авто), ни кабинета, ни фактического места и власти в жизни Вентспилса. Нравится нам это или нет, но все это основано на вещах, которые имеют мало общего с бумагомарательством.

Главная надежда Спруджса и одновременно большое неизвестное — что с указом об отстранении Лембергса изменится в отношении СМИ. Ведь именно оно может реально сокрушить маленького, энергичного мужичка, превратив его в жалкую тень прежнего Лембергса. Это ясно даже Спруджсу.

Вопрос в том, будут ли СМИ в целом (а не парочка СМИ, находящихся под сильным влиянием Лембергса) и впредь величать его мэром Вентспилса и с радостью и энтузиазмом отражать его весьма забавные эскапады, или же они возьмут и пренебрежительно отвернутся от мужичка, все более наглядно иллюстрирующего правильность теории Дарвина.

Вне всяких сомнений, второй вариант для Лембергса действительно подобен виртуальной смерти. Но с такой же уверенностью можно сказать, что бедному Спруджсу (и всем, у кого зажиточный олигарх годами сидит в печенках) в обозримом будущем на это рассчитывать не приходится, хотя хотелось бы.  

Объясню, почему.

Как известно, в мире хватает стран и обществ, где определенные деяния автоматически ставят большой и жирный крест на возможностях человека в публичном пространстве. Без вариантов и навсегда. Это значит, если ты, господин хороший, попался на существенной подлости, которую общество считает нехорошей (воровство, взяточничество, детское порно и т.д.), то можешь быть красивым, умным и богатым, но не надейся ни на один доброжелательный взгляд со стороны СМИ или лучик надежды в публичной политике, где без хорошего отношения СМИ не обойтись.

Почему? Потому что там людям ясно, что такое хорошо и что такое плохо, и это представление у них не меняется три раза в день. И не потому, что там у СМИ имеются бесчисленные раздутые кодексы этики, действий и прочего, а потому что существует четкое представление о базовых ценностях. Например, бывший педофил, отсидевший срок, не будет публично высказываться о правах детей.

Но мы живем в другом месте.

У нас существует общеизвестная и общепринятая практика, когда ”свои” устраивают проходимцев, мошенников и полуворов на высокие государственные посты, даже если их жульничество и ложь были очевидными и бесспорными. Этого уже не стыдятся даже разные элерте и чигане.

Но в повседневной жизни незаметным остается тот факт, что возвращение конкретного вора, мошенника, жулика, взяточника в публичную сферу после всеобщего позора зависит исключительно от его личной энергии и примитивной наглости. И больше ни от чего.

Как известно, Лембергсу хватает и того и другого. К тому же, он, видимо, еще какое-то время сможет утверждать, что он на самом деле — белый и пушистый, так как он пока не осужден, а все выдвинутые обвинения — это лишь инсинуации злодеев и политических противников, никаких доказательств нет и т.д. и т.п.

Тогда чего такому Лембергсу тревожиться о возможном охлаждении местных СМИ в его значимой фигуре, если у нас не только всякие штокенбергсы, закисы, кампарсы и прочие квазипроходимы, но даже люди, которые получили вполне реальное наказание за доказанный в суде случай коррупции, получают возможность выступать в качестве принципиальных врагов коррупции.

Более того, представитель общественного СМИ, оплачиваемого нашими налогами, приглашает таких людей на прямой эфир, ни словом не упоминая об их уголовном прошлом, утверждая, что гость является выдающимся профессионалом своей отрасли. Чего уж тогда бояться Лембергсу, и на что надеяться Спруджсу?..

Вы скажете — ну, это точно выдуманный случай! Вы скажете — такого не может быть даже у нас! Ничего подобного.

2 октября сего года. Дискуссионная программа Латвийского радио ”Актуальная тема”. Карлис Стрейпс пригласил выступить двух представителей рижской оппозиции, и они пользуются случаем, чтобы разоблачать налево и направо. Один из них — Янис Мартиньш Скуя. И Стрейпса, который считается профессионалом, совершенно не смущает, что думских казнокрадов разоблачает человек, который сам был осужден за посредничество в передаче взятки. Более того, оказывается, и само общественное СМИ не смущает тот факт, что все мы своими налогами платим за то, чтобы один осужденный взяточник (кстати, портал pietiek.com сегодня опубликован полный приговор по делу Скуи и Ко) мог выступать в качестве разоблачителя коррупции. Латвийское радио не в состоянии ответить даже на один простой вопрос — планирует ли общественное СМИ и в дальнейшем приглашать в качестве экспертов людей, которые были судимы за тяжкие преступления, и появится ли у Латвийского радио какая-то четкая программа в данной сфере.

”Это вопрос профессиональности журналистики, подлежащий широкой дискуссии”, — вот и весь ответ руководства Латвийского радио, который в конце концов сумела из себя выдавить пресс-секретарь общественного СМИ, отказавшись отвечать на дальнейшие вопросы.

Ответ этого общественного СМИ четко показывает, что мы живем и, видимо, еще долго будем жить в той части света, где практически любое деяние аннулируется в зависимости от уровня личного нахальства нарушителя в комплекте с беспринципностью, некомпетентностью, личными симпатиями и амнезией конкретных представителей СМИ.

Так о чем же беспокоиться Лембергсу? И на что надеяться Спруджсу?

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!