Foto: LETA
Кто в Латвии изобрел массовое назначение "своих" бестолочей на высокие и хорошо оплачиваемые государственные и муниципальные хозяйственные должности (причем, единственным критерием для этого является безоговорочная лояльность)?

Нет, не "Единство". Его тогда еще не было. Ящик Пандоры в свое время отрыла его предшественница — Jaunais laiks, которая демонстративно назначила садовника Мадара Ласманиса в совет Агентства приватизации. Так он стал одним из главных надзирающих за приватизацией во всей стране. Пусть парень учится! Он же свой!

Теперь этот "свой", пролетев на выборах Сейма, и подзаработав на предоставлении высококачественных советов по народному хозяйству для "тумбочного Кампарса", претендует на место в самоуправлении, чтобы продолжить курс обучения за счет налогоплательщиков. Понравилось.

В то время "своих" с раскрытыми клювиками у Jaunais laiks было не меньше, чем у нынешней "коалиции законности". Так, в 2005 году Министерство экономики под руководством Кришьяниса Кариньша (JL) придумало, что в правление Вентспилсского свободного порта надо назначить некоего Ояра Гринбергса.

И что же это за неслыханный (ни до, ни после) портовый специалист? Такой же "наш садовник" Jaunais laiks, как и Ласманис. Настолько свой, что министерство Кариньша не посчитало необходимым в указе о назначении очередного садовника записать единственное, что в нашем правовом государстве позволяет точно установить личность, — персональный код.

Мэр Вентспилса Айвар Лембергс, который ничего не смыслит в "правильной законности" и открыто на нее плюет, взял да и не утвердил в правлении неустановленного "О.Гринбергса". Зато Кариньш продемонстрировал самые типичные черты будущих представителей "Единства" — отсутствие элементарного здравого смысла и эластичности, а также глупое упрямство. Мол, нет, никаких персональных кодов не будет. Пускай правовой нигилист Лембергс просто выполняет приказ!

Можно понять человека — если кажется, что все в стране встанут по стойке смирно и выполнят самые тупые и противоправные указы, то чего напрягаться? И встали, и выполнили. БПБК под руководством Алексея Лоскутова по первому свистку провело расследование. Хваленый прокурор Марис Лея по следующему свистку состряпал обвинение. Высший гарант законности, генпрокурор Янис Майзитис слушал свистки и лояльно кивал.

В результате нигилист Лембергс в нашем правовом государстве был обвинен в целом ряде особо тяжких преступлений. 31 мая 2006 года было объявлено, что против Лембергса начато уголовное преследование.

Он, видите ли, а) вызвал недоверие к государственное власти, б) подорвал престиж Кабинета министров и Министерства экономики, в) нанес материальный ущерб Ояру Гринбергсу, г) воспрепятствовал законному праву министерства на представительство в правлении порта, д) превысил служебные полномочия, е) фактически поставил под угрозу экономические интересы государства, ж) навредил порядку управления, з) осознанно предоставил неверные данные о попытке совершения особо тяжкого преступления.

В суде от знаменитого прокурора Леи еще можно было узнать, что Лембергс "сфальсифицировал приложенные к делу документы", "продемонстрировал показательный урок бюрократии и политической демагогии", "критикуя работу Кабинета министров и Министерства экономики, выбрал неадекватные аргументы и подорвал престиж этих учреждений".

История закончилась тем, что суд признал абсурдность обвинений во всех трех инстанциях. Это подтвердил не только какой-то там жалкий районный суд, но и Сенат Верховного суда. Другим судебным решением БПБК заставили отозвать сведения о статусе подозреваемого для Лембергса. С латвийского государства в пользу Лембергса взыскали несколько тысяч латов.

Что же случилось с должностными лицами, которые заказали, испекли и с лакейской преданностью проталкивали это абсурдное обвинение? Их уволили? Может, например, Кариньш из-за своих идиотских распоряжений был обвинен в "подрыве престижа Министерства экономики"? А может, компенсацию ущерба, возникшего по их вине, удержали с их зарплат?

Разумеется, ничего подобного. Образцовый прокурор Лея в прошлом году заработал 21 075 латов. Кариньш сидит в Европарламенте и оттуда заботится о соблюдении принципов законности. Лоскутов делает то же самое в нашем Сейме в рядах "коалиции законности". Майзитиса признали самым подходящим кандидатом на должность директора БЗС. Никому из них и в голову не пришло компенсировать государству свою долю дурацкого ущерба или хотя бы извиниться и сказать — больше не буду делать такие глупости.

Естественно, спруджсам, чиганам, вонсовичам и прочим стражам законности эта история не по душе. Они возмущены действиями плохих депутатов Сейма, которые были неизвестно как подкуплены и подвержены влиянию, а потому освистали прекрасную идею спруджсов и чиган о приостановке полномочий муниципальных депутатов, обвиняемых в тяжких преступлениях. Они бы охотно забыли об этой истории.

С момента начала работы коалиции законности ни спруджсы и чиганы, ни представители их коалиции не сделали и шага для того, чтобы дела в латвийских судах рассматривались быстрее и эффективнее. Конечно, ведь спруджсам и чиганам это вовсе не нужно. Им нужно что-то другое. Им нужна система, где "свои" получают то, что им положено, и не несут никакой ответственности, если выполнение указа по свистку оказалось противоправным. А еще "не свои" должны помалкивать.

Вот почему эта история наглядно показывает, в каком полицейском и бандитском государстве мы живем. Как легко состряпать обвинение, если это потребуется правящей мафии (извините, но иначе не скажешь)!

Лембергс вышел сухим из воды. Каким бы мерзавцем и вором он ни был (напомню — это конкретное дело не было связано с тем, сколько и у кого он украл), у него было достаточно ресурсов на хороших адвокатов, а также желание и способность бороться.

Но сколько еще людей в аналогичной ситуации способны выкрутиться, выдержав давление государственной мафии? Пять процентов? Десять?

Как видно, спруджсам и чиганам этого не достаточно. Им нужен стопроцентный результат. Они хотят быть уверены — если нужные люди свистнут, будет достаточно очередного лоскутова, леи и майзитиса, которые "всегда готовы". И результат обеспечен.

Поэтому провалившиеся предложения по ограничению полномочий муниципальных депутатов защищались с таким упорством, а вопли по поводу провала были такими громкими и пронзительными.

А как же! Ведь теперь надо изобретать что-то новое, более тонкое. А к этому спруджсы и чиганы не привыкли. Как и Кариньш в свое время.

Ах да, вы же в курсе, что они скажут в связи с этой историей и ее выводами? Понятно, что здесь "четко просматривается влияние олигархов", что "общество вводят в заблуждение", что "законность снова под угрозой" и так далее. Прямо как Элерте, отвечающая на вопрос о цене билета в трамвае. Интересно, скольких еще они сумеют одурачить, как это было с "правовыми" и "государственно важными" поправками об ограничении полномочий?

Перевод DELFI

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!