Foto: AFP/Scanpix

Фактически после выпуска каждой моей новой книги многие, прочитав, задают один и тот же вопрос — почему же никого не садится или хотя бы не вылетает с должности? И если уж не садится и не вылетает, какой смысл исследовать, писать, издавать?

Не стану отрицать — в давние времена и мне пару раз становилось дурно от этой мысли.

Впервые — когда даже после книги по "кухню правосудия" и грандиозных расследований никто из "кухонных судей" так и не сел. Более того, кто-то с почетом вышел на пенсию, а кто-то сделал вид, что ничего вообще не было. Еще кто-то вскоре вернулся на прежний пост, а прокуратура оказалась бессильной и безвольной.

Во второй раз — когда через несколько лет от той же Генеральной прокуратуры ЛР я получил официальное подтверждение, что, по ее мнению, все высокопоставленные лица в связи с крахом Parex banka действовали очень профессионально, ответственно и наилучшим образом. Поэтому обвинять их не в чем.

Затем было еще и заявление, что ни я, ни госконтролер, ни любой другой латвийский налогоплательщик (из кошелька которого вытащили "парексовский" миллиард и спасли шкуру его "хозяев") в этом деле совершенно не пострадали. Поэтому, как считает прокуратура, ее абсурдное решение нельзя оспорить.

По сравнению с двумя этими вещами, которые невообразимы с точки зрения здравого смысла, все, происходившее в последние 10 лет, — сущий пустяк. Мы живем в стране, где государственная безответственность, халатность, лень, ничтожность, власть спецслужб и стремление тихо наживаться за государственный воспринимаются как норма. И с этим надо считаться.

Я тоже считаюсь. И, честное слово, меня нисколько не удивляет, что, например, Валдис Домбровскис за все свои "заслуги" в связи с Krājbankа, airBaltic, закупкой поездов, Liepājas metalurgs и финансовой зависимостью от Rietumu banka награждается местом в Европарламенте.

А чем он хуже Ивара Годманиса, который вместо того, чтобы отсидеть за все в связи с Parex bankа, получил такое же место, зарплату и все прочее? Хотя в любой стране, для которой важны настоящее и будущее, Домбровскис за проделки в деле Liepājas metalurgs попал бы в ту же камеру, что и Годманис за заслуги перед Parex.

У нас они, разумеется, не сядут. Не сядет никто из тех, кто, например, виновен во вбросе государственных денег в Liepājas metalurgs, тотальной халатности в надзоре за компанией и преступном бездействии в плане будущего предприятия. В такой стране мы живем.
И какой же смысл писать такие книги? Каков смысл труда, вложенного, например, в последнюю книгу — "Лиепайский металлург: кому сидеть, кому лететь", если никто не сядет и не вылетит?

Есть две причины.

Во-первых, если я не напишу и не издам общедоступную правду, то через пять лет останется лишь одна "правда" — та, которую постоянно повторяют все эти домбровскисы и прочая власть при помощи лакейских, глядящих ей в рот или другое отверстие на теле, "общественных" СМИ.

Во-вторых, когда-нибудь все это изменится. Было бы довольно дискомфортно жить с мыслью, что не изменится. А если и не изменится, я хотя бы сделаю все, что в моих силах, но не буду спокойно смотреть, как домбровскисы и им подобные по-тихому уничтожают Латвийское государство, называя это историей успеха.

Так что, можете принять к сведению, что в связи с тем же крахом Liepājas metalurgs в обозримом будущем никто не сядет и не вылетит. В нормальной стране они сели бы или вылетели бы с большим треском. Вот фрагмент из новой книги:

"Политически ангажированные и зависимые конторы, которые у нас называются прокуратурой и прочими "правоохранительными органами", конечно, останутся при версиях упомянутых лиц, как и в случае Parex banka, который всем нам обошелся в миллиард.

Поэтому после долгого расследования эти органы сделают вывод — ну да, все сделали, что могли, а что ж поделать, если получилось, как получилось. В лучшем случае можно надеяться на обвинение какого-нибудь стрелочника из Liepājas metalurgs. Который, конечно, к тому момент будет в далеких краях.

На самом деле, хорошо известны те, кто лоббировал поручительство Liepājas metalurgs, кто за него голосовал, ничего не проверяя и, вполне возможно, получив взятку. Правительство Ивара Годманиса, ответственная парламентская комиссия, Сейм.

Известны те, кто подготовил документы для поручительства, нарушив даже собственные внутренние нормативные акты. Государственная касса под руководством Каспара Аболиньша.

Известны те, кто в последний момент лихорадочно подписывал поручительство, не проводя необходимую оценку. Министр финансов Эйнар Репше.

Известны те, кто проявил тотальную халатность в надзоре за предприятием. Государственная касса и министр финансов Андрис Вилкс.

Известны те, кто, узнав о проблемах компании, за неполные 10 месяцев довели ее до официального банкротства. Правительство Валдиса Домбровскиса. И особенно премьер, министр финансов и еще министр экономики Даниэл Павлютс.

Наконец, известны также хозяева Liepājas metalurgs Сергей Захарьин и Илья Сегал, которые довели компанию до ручки, а также их прикормленные "лакеи" Валерий Терентьев, Леон Птичкин, Бенита Имбовица и, разумеется, "эксперт по народному хозяйству" Андрис Дениньш. Но эти, в отличие от остальных, хотя бы не несут ответственности за прямой вброс государственных денег в "Металлург".

В Уголовном законе есть три статьи, которые самым прямым образом касаются этого весьма дорогостоящего для Латвийского государства "мероприятия".

Статья 197. Халатность

Халатное выполнение рабочих обязанностей, совершенное ответственным работником предприятия (предпринимательского общества) или организации либо таким же лицом, уполномоченным предприятием (предпринимательским обществом) или организацией, если этим причинен существенный вред предприятию (предпринимательскому обществу), организации или охраняемым законом правам и интересам другого лица,- наказывается лишением свободы на срок до двух лет, или арестом, или штрафом в размере до сорока минимальных месячных заработных плат.

Статья 213. Доведение предприятия (предпринимательского общества) до неплатежеспособности и банкротства

(1) Доведение предприятия (предпринимательского общества) до неплатежеспособности или банкротства по халатности, если этим причинен существенный вред охраняемым законом правам и интересам другого лица,- наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или арестом, или принудительными работами, или штрафом в размере до восьмидесяти минимальных месячных заработных плат с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью на срок до трех лет.

Статья 319. Бездействие государственного должностного лица

(1) Невыполнение обязанностей государственным должностным лицом, то есть умышленное или по халатности несовершение государственным лицом действий, которые он согласно закону или возложенному на него заданию обязан совершить для предотвращения вреда государственной власти или порядку управления либо охраняемым законом правам и интересам лица, и если этим государственной власти, порядку управления или охраняемым законом правам и интересам лица причинен существенный вред,- наказывается лишением свободы на срок до трех лет, или арестом, или штрафом в размере до пятидесяти минимальных месячных заработных плат.

(2) То же деяние, если это повлекло тяжкие последствия или если у государственного должностного лица имелась корыстная цель,-
наказывается лишением свободы на срок до шести лет или штрафом в размере до ста минимальных месячных заработных плат.

Если бы мы жили в стране, руководители которой действительно заботятся о ее благосостоянии и о том, чтобы десятки миллионов средств налогоплательщиков не выбрасывались даже не на ветер, а на удовлетворение нужд некоторых зажравшихся миллионеров, в случае Liepājas metalurgs эти статьи не остались бы пустым звуком. Вопрос был бы лишь в том, будут ли Валдис Домбровскис, Эйнар Репше, Андрис Вилкс, Каспар Аболиньш, Сергей Захарьин, Илья Сегал и, может, кто-то еще сидеть у одной "параши" или все-таки каждый у своей".

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!