Foto: LETA

Хотите верьте, хотите нет — доказательств, конечно, никаких, да я этим и не горжусь (скорее, наоборот) — но на прошлых выборах, я, честное слово, проголосовал за то, что теперь называется Национальным объединением.

Конечно, я элегантно разочаровался. Из-за пустого позирования и воплей вместо твердых принципов, из-за протаскивания "своих" в лучших традициях "Единства" и ушаковцев, из-за готовности на самые бестолковые компромиссы, которые называли "силой и словом". И так далее.

У меня вроде как есть оправдание. Из тех, кому я в списке поставил "плюсики", в Сейм не прошел ни один, зато вычеркнутые собрались в большом количестве. Так что, можно было бы себя успокоить — не ты, Лато, это натворил. Но осадочек все равно остался.

В субботу мне, как коренному рижанину, следовало бы пойти на выборы. Каким бы глубоким ни был уровень отвращения и равнодушия, раньше я на выборы всегда ходил.

Но на это раз не будет преувеличением сказать, что любой — действительно любой — из предложенных списков дает все новые и новые основания на эти выборы просто не ходить. На этот раз, дамы и господа, без меня.

"Центр согласия"? Быть может, в муниципальной работе кремлевские ниточки и прочие идеологические соображения не важны, но в последнее время как-то часто приходилось слышать от многих русскоговорящих предпринимателей об ужасах по поводу сказочного разбазаривания, которое происходит в Риге. Позволить им хозяйничать еще четыре года? Увольте. Не для того я плачу за проезд в трамвае да еще и налоги, чтобы Ушаков с Америксом затем на эти деньги выплачивали "своему" хоровому дирижеру зарплату в сотни тысяч.

"Единство"? На последнем этапе рекламной кампании они постыдным образом даже не упоминают своего кандидата в мэры. Они со всей серьезностью обещают Риге дорожный фонд, хотя именно они этот дорожный фонд уничтожили на государственном уровне. Они обещают Риге прозрачные аудиты на всех предприятиях, хотя именно они сами засекретили все аудиты на госпредприятиях, чтобы только общество не узнало, что натворили эти господа. Они обещают муниципальным работникам зарплату в соответствии с результатами труда, хотя именно они прославились огромными зарплатами "своего" "сына Буйкиса" и выдуманными должностями в государственным компаниях.

Они обещают уважение к латышскому языку и истории в муниципальных учреждениях, хотя их собственный премьер на заседании правительства позорным образом позволил, чтобы один полуразорившийся миллионер выдвигал свои требования к нему и прочим министрам на русском языке. Нет уж, спасибо. Достаточно того, что они натворили в стране. Мне, как рижанину, совсем не хочется, чтобы после решенных проблем airBaltic, Krājbanka, Hipotēku banka, закупки поездов и Liepājas metalurgs "команда Домбровскиса" занялась хозяйством столицы.

Национальное объединение? Те, кто обещает "силу и слово", хотя до этого они демонстрировали нечто противоположное — что нет у них ни принципов, ни хребта, ни мозгов, а есть только громкие глотки? И эти глотки большие дяди в случае необходимости могут быстро и эффективно заткнуть, если речь идет о реальных, а не показных мерах по улучшению демографии или ответственных за события 16 марта. Нет, спасибо.

Партия реформ? Та, которая по-прежнему уверяет, будто она готова НАЧАТЬ реформы во всех сферах, хотя до сих пор не просто не провела, но даже и не начала ни одной реформы в тех сферах, которые ей доверены? А теперь в рекламе они, конечно, просят дать им еще немного времени. Чтобы паразитировать и создавать шум?

"Зеленые"? Те, которые без особых колебаний выдвинули в мэры Риги индивида, который хорошо известен как милый и интересный, но совершенно безумный человек, который не способен прислушаться ни к кому, кроме себя самого, такого уникального и выдающегося, но который — увы — не дружит ни с логикой, ни с математикой?

Крестьянский союз? Тот, который по-прежнему готов по первому свистку лечь под самого крупного и бесстыжего вора в Латвии и послужить ему батутом?…

При столь печальной картине решение напрашивается само собой. Наконец пришла пора не ходить на выборы. Обходитесь без меня, дамы и господа. Да, да, я знаю все эти старые затасканные песенки о том, что так я фактически позволю проголосовать за себя другим (естественно, подлецам и врагам) и т.д., и т.д. Ну и? Пусть так, но лично я и пальцем не пошевелю, чтобы это случилось.

Но при отсутствии аргументов "за" у меня есть один аргумент "против". И за это я очень признателен знаменитой теледискуссии Сармите Элерте и Нила Ушакова (как ни называй эту встречу истеричной надменной дамочки и самодовольного господина на узкой дорожке).

Пока широкие массы ликовали по поводу неспособности Элерте назвать стоимость проезда в рижском общественном транспорте, у меня в памяти осталось нечто другое. То, как твердо и ясно Ушаков заявил, что для него главное и единственное во всем мире — его избиратель. Тот самый, который вынудил господина Ушакова не так давно проголосовать за введение в Латвии второго государственного языка.

Конечно, можно сказать, что такие вещи не имеют ничего общество с муниципальными выборами. Ведь сейчас речь идет только о хозяйственных вопросах — как мы будем жить в столице, что будет с улицами, водой, тарифами, транспортом, уборкой снега и прочим.

Не стану с этим спорить, но лично я не сомневаюсь, что здесь есть один политик, который четко подтверждает, что он и его партия всегда будут делать то, что требует его избиратель. Тот самый, который не может или не хочет говорить по-латышски, которому просто необходимы двуязычные таблички с названиями улиц и (я, конечно, преувеличиваю) возможность раз в году пописать около памятника Победы, а еще раз (я, конечно, преувеличиваю) — пошуметь около памятника Свободы.

Кто знает, что и когда сделает этот политик, если получит в Риге еще больше власти. Ясно одно — если его избиратель что-то потребует, он так и поступит. Также и во всех упомянутых вопросах, которые лично мне кажутся несравнимо более важными, чем тарифы и талоны. Сколько будут позволять его полномочия, столько он и сделает.

Поэтому я со своей стороны сделаю одну маленькую вещь, чтобы у этого господина и его подопечных в рижском самоуправлении было как можно меньше возможностей сделать все так, как в очередной раз потребует его избиратель. Чтобы ему приходилось согласовывать все решения с другими — теми, чей избиратель ни при каких обстоятельствах не пожелает видеть в столице страны таблички с названием улиц на двух языках.

Что именно я сделаю 1 июня? Отвечу так: если уж мне в магазине предлагают только тухлую сметану, тухлый творог, тухлый йогурт, тухлый сыр и еще собачью какашку, то я, пусть и с отвращением, все же выберу один из первых четырех продуктов, а не какашку. Даже если кто-то будет рассказывать, что, быть может, на самом деле это замаскированный трюфель. Вот какой выбор я сделаю.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!