Foto: DELFI
Было действительно нелегко слушать, как министр культуры Жанета Яунземе-Гренде на Латвийском радио увлеченно и чистосердечно излагает свою версию событий вокруг Национальной оперы.

"Министр действия", если использовать характеристику, которую министр высказала о себе на программе. Слактерис в юбке, если посмотреть на вещи реалистично и четко

Быть может, вам казалось, что вы зафиксировали, что и как после Рождества происходило в опере и Министерстве культуры? Давайте же вместе вспомним события.

Итак, до 9 декабря (как это было хорошо известно и министру культуры) можно было подавать заявки на пост директора оперы. Единственным кандидатом оказался многолетний директор Андрей Жагарс. Это министр тоже хорошо знала сразу же после завершения срока.

Этого единственного кандидата оценивали не какие-то невежи, мракобесы и другие неучи, а комиссия, о которой в пресс-релизе от 14 декабря, выпущенном по благословению самой Яунземе-Гренде, было четко сказано: "Осознавая значение оперы в латвийской культурной среде, а также е роль в формировании международного образа страны, по предложению министра культуры в комиссию приглашение эксперты из культурной отрасли, в том числе профессионалы по менеджменту культуры, а также специалисты по туризму и управлению кадрами, эксперты по музыке и туризму". И так далее.

Комиссия, которая была собственноручно создана и признана министром, 23 декабря признала, что Жагарс хорошо подходит на пост директора оперы. Решение было официально утверждено и направлено министру. Все — согласно правилам и регламентам.

И в этом момент последовали заявления Яунземе-Гренде о "возможно, серьезных финансовых проблемах" в опере и началась двухнедельная шумиха вокруг руководства ЛНО и Минкульта, которая, по крайней мере пока, кончилась пшиком. Министр судорожно кипятится и каждый новый день начинает с опровержения и переигрывания того, что было сказано накануне…

Возможно, у вас сложилось такое впечатление. Но, видите ли, вы не правы. По крайней мере, в соответствии с разъяснениями самого министра о том, почему она повела себя именно так, и почему именно так и должен себя вести каждый порядочный "министр действия".

Вам казалось, что министр сама создает комиссию и потом ужасается, что комиссия "экспертов и профессионалов" превратилась в ненадежную компанию франкенштейнов?

Нет, вы ничего не понимаете. Сейчас — процитируем в точности — правда министра в том, что "конкурс был проведен непрофессионально". Разумеется, это сделали некие неназванные злодеи, а не сама министр.

Возможно, вам казалось, что именно публичное начало душевно-государственных вибраций министра 23 декабря вызвало недоумение никчемной комиссии, работников культуры, которые не усвоили принципы хорошего управления и "творческих кластеров" (не спрашивайте, что это за зверь, об этом знает только образованная госпожа Яунземе-Гренде) и всего общества?

И снова вы ничего не смыслите. На самом деле, желание добиться от министра хоть каких-то четких ответов, которые не изменятся за пару дней, это лишь "невообразимый ажиотаж с нападками и подобными вещами". Разумеется, ажиотаж злонамеренный.

Может, вам казалось, что министр культуры всех времен продемонстрировала некомпетентность и непоследовательность, удивительную даже для нашего времени? Что вместо нормального объяснения ситуации она преподнесла комплект штампов и детскую обиду — "почему это мы танцуем вокруг главного, но не понимаем сути"?

Ничего подобного. Просто вы почему-то не желаете углубиться в государственный ход мыслей министра. "Исходя из моего понимания, как я понимаю эти вещи, можно было спокойно, и у меня есть время и право до сегодня, 2 января, подумать, и сегодня, 2 января, я направлю Андрею Жагарсу договор, и в эти 10 дней не стоило создавать весь этот невообразимый ажиотаж с нападками и подобными вещами. Я считаю, что это можно было делать без волнений, подождать", — со всей серьезностью разъясняет "министр действия".

Может, вы думали, что человеку, который не сомневался в своей компетентности и праве вскарабкаться на кресло министра культуры и нести ответственность за всю отрасль, перед громкими заявлениями стоило бы хоть немножко подумать и оценить последствия своих действий?

И опять — мимо, уважаемые невежи! Вы мыслите совершенно неправильно. Снова точно процитируем госпожу Яунземе-Гренде: "Если мы в Латвии что-то пытаемся немного изменить, ну, хотя бы остановиться и сказать — я подумаю, подумаем, оценив — то происходит какой-то ужас со всех сторон, и поэтому мы не продвигаемся вперед!".

Этот пересказ можно продолжать еще долго, но вывод и так ясен — культурой у нас руководит эдакий Слактерис в юбке, у которого на самом деле нет ни малейшего профессионального представления о сфере, которой надо управлять. Нет даже способности делать хоть что-нибудь систематически и рационально, учиться на собственных ошибках. Вместо этого — совсем в духе легендарного Атиса Слактериса — даже самые бестолковые ошибки выдаются за недостаточно адекватную реакцию бестолкового окружающего мира на прекрасные идеи министра.

И это только цветочки. "Я совершенно согласна, что деньги надо искать", — это стратегическое видение господи Яунземе-Гренде в плане финансирования культуры. "У меня есть предложения рабочей группы" — но их никто не видел. "Зачем здесь неделю суетиться? Давайте возьмем, соберемся за два, три, четыре — не знаю — месяца, оценим, поймем, выложим на стол и пойдем дальше" — а это в свою очередь понимание систематической и продуманной работы. Поэтому можно не сомневаться — нас и впредь ожидают "оперные казусы" в сфере культуры.

Конечно, можно сказать, что культура не является чем-то гиперважным на фоне, например, государственных финансов. Если уж там что-то осталось после Атиса Слактериса, то и культура как-нибудь переживет Жанету Яунземе-Гренде. Не знаю… это с какой стороны посмотреть. "Латвия — это единственная страна в мире, где латышский народ может полноценно развивать и сохранять свой язык и культуру. Национальная культура и традиции вместе с языком в большой степени формируют идентичность латышского народа", — это верно подмечено в программе партии Visu Latvijai, которую и представляет министр культуры. Действительно, ужасно, что кусочек этой идентичности попал под контроль переполненного штампами и сентенциями, некомпетентного и истеричного "культурного Слактериса".

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!