Foto: LETA

Этим юбилеем Валдис Домбровскис уж точно не похвастается. На этой неделе исполняется ровно два года с того момента, когда правительство подписало соглашение о т.н. "спасении" национальной авиакомпании airBaltic, и компания официально перешла под контроль государства.

А предприятие называющего себя инвестиционным банкиром Гирта Рунгайниса Prudentia Advisers оказалось у всегда полной кормушки.

Вы еще помните ту шумную болтовню и обещания в течение всего первого года после этого весьма дорогостоящего для Латвийского государства мероприятия? Мол, предоставляются эффективные и необходимые консультации, благодаря которым предприятие становится свежим как засыхающий росточек под потоками весеннего дождика. Остается лишь провести несколько мероприятий по новаторскому маркетингу, разместить дорогое объявление в Financial Times, и милый, красивый и щедрый инвестор будет тут как тут. Только заплатите рунгайноподобным, и все будет!

Правда, большая часть тогдашних обещаний рунгайноподобных не имела ничего общего с элементарным здравым смыслом. Но этот недостаток компенсировался громкими и убедительными воплями — да что вы понимаете, недоброжелатели! Да мы сейчас, да мы уже скоро, да мы тут всех убедим, да все вот-вот случится, подождите еще немного — и, конечно, заплатите!

Естественно, ничего не произошло, ведь воплей рунгайноподобных, быть может, было достаточно для (отсутствующих?) ушей и умов местной аудитории, но явно не для обитающих где-то на мировых просторах милых и щедрых потенциальных инвесторов, которых прежде всего интересовало только одно — что за собственность им предлагают.

Собственность, как мог заметить каждый — даже самопровозглашенный "инвестиционный банкир", если бы ему не нужно было так сильно заботиться о собственном пищеводе и кормушке, — была пустышкой. Корова, которая не дает молока, но все пожирает в огромных объемах. Даже не корова, а полкоровы, которую покупатель не смог бы по-настоящему контролировать. Корова, насчет которой вообще не было ясно, какая ее часть принадлежит продавцу.

"Как же Вам, господин Рунгайнис, хватает алчности и наглости, чтобы собирать со своего государства огромные суммы за то, что Вы рассказываете этому государству и его, очевидно, беспросветно тупым руководителям, что такую коровку в нынешнем виде кому-то можно продать?", — этот вопрос я задавал специалисту по доению государства Рунгайнису на портале DELFI чуть больше года назад.

Господин Рунгайнис, разумеется, не ответил. Ведь нечего было ответить ни ему, ни его кристально чистому, круглощекому дарителю (хлеба, а также масла, омаров, икры и коньяка с сигарой). Зато вполне четким ответом было то, что смелые обещания с каждым месяцем звучали все тише и тише, до тех пор, пока airBaltic вообще перестали упоминать.

Нет у них больше такой темы — и все тут, хотя деньги за "консультации" и "поиск инвестора" усердно взимаются. Зато точно такой же вопль с аргументами, обоснованиями и обещаниями такого же качества теперь поднялся в связи с другой историей успеха правительства Домбровскиса — Liepājas metalurgs.

Ну, например. Вы еще помните "твердую позицию" правительства Домбровскиса, сформированную на основании мудрых советов рунгайноподобных: если акционеры Liepājas metalurgs до определенной даты резко не вложат в предприятие 25 млн. латов, правительство не будет участвовать в спасении компании — ну, ни за что, твердо и несгибаемо!

Но акционеры, конечно, не уподобились рунгайноподобным и не были такими глупыми — они хорошо знали, что, в случае чего, не им, а именно правительству придется расплачиваться с итальянским банком по двойной цене. Естественно, так и случилось. А от "твердой позиции" Домбровскиса и Вилкса, основанной на мудрых советах прудентий, остался лишь пшик.

А может, вы помните, как рунгайноподобные, зарабатывающие за выдающиеся советы неизвестно сколько тысяч в день, придумали для Домбровскиса новый мудрый совет — пускай два крупных "непослушных" акционера Liepājas metalurgs резко отдадут свои акции за два лата и на радостях убираются восвояси? Собственными ушами слышал по радио, насколько горд был один из них в связи с этим плодом глубоких размышлений.

Звучало тонко, не так ли? А закончилось именно так, как уже в момент выдвижения этого клоунского ультиматума мог предположить любой человек с небольшой долей здравого смысла. У крупных акционеров не было ни малейшего резона отдавать свои акции. На одной чаше весов — два лата от рунгайноподобных, без которых можно спокойно обойтись, на другой — возможность еще поцарапаться. И почему бы не поцарапаться, если другая сторона за большие деньги покупает самые тупые в мире советы? Именно это мы и наблюдаем по сей день.

И теперь, через девять месяцев после начала кризиса Liepājas metalurgs, в качестве великой сенсации преподносится новость о том, что, несмотря на прудентиско-домбровский план правовой защиты, ни один потенциальный инвестор неизвестно почему к установленному дню не прибежал, чтобы просто так внести в предприятие предусмотренные в плане 10 млн. латов.

Конечно, не прибежал — просто не мог прибежать. А как иначе. Если руки, управляемые мудрыми головами (или толстым пузом) составили план, который уже на момент утверждения был невыполним? Ну, например, хотя бы по такой формальной причине: в плане написано, что годится только такой потенциальный инвестор, который достиг договоренности об увеличении основного капитала как минимум с тремя четвертями акционеров.

Но, видите ли, такого соглашения можно достигнуть только на собрании акционеров, а в законе сказано, что объявление о созыве собрания акционеров надо опубликовать хотя бы за 30 дней. Из этого вытекает очень простая вещь — созыв собрания в сроки, установленные в плане, просто невозможен…

"Не надо идти на поводу у крупных воров, которым Prudentia мешает вытащить потерянные деньги из airBaltic. Вознаграждение Prudentia во много раз меньше и до кармана доходит лишь несколько процентов доходов. Деньги такого уровня от государства когда-либо получали только упомянутые крупные воры", — так примерно год назад проповедовал порталу pietiek.com Рунгайнис в связи с открытой им государственной скатертью-самобранкой.

Если учесть вышесказанное и использовать ту же терминологию, можно сказать просто — благодаря рунгайноподобным мы стали свидетелями развития нового вида: наряду с ворами крупными и мелкими в нынешней общественно-политической ситуации особенно комфортно себя чувствуют воры тупые. Вот, какой поворот и шутка эволюции!

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!