Foto: LETA
В четверг Верховный суд решил, что выдача имантского хакера Дениса Чаловского суду США за возможные киберпреступления допустима, но итоговое решение должен принять Кабинет министров. Решение суда окончательное и обжалованию не подлежит.

Нетипичная для Латвии история началась в декабре в одной из пардаугавских 9-этажек, из окон которой открывается вид на Курземский проспект и заснеженный лесной массив Иманты.

Вторник, 4 декабря, 11:00. В Иманте, по адресу ул.Зентенес 20 спецотряд полиции на тросах спускается с крыши дома и вламывается в квартиру на шестом этаже. Выбивает стекла, бросает в комнате что-то вроде гранаты и занимает квартиру. После полицейских бойцов в квартиру поднимаются следователи вместе с американскими коллегами, которые следили за захватом из машины с американскими дипломатическими номерами во дворе дома. Посольство США подтвердило информацию, что проводится спецоперация в сотрудничестве с латвийской полицией. ПБК показал, как по лестнице неспешно спускаются мужчины с большими серыми мешками, в которых вряд ли находились отходы. Среди них и хозяин квартиры Денис Чаловский с темным капюшоном на голове.

В среду, 23 января федеральный прокурор США выдвинул обвинения против трех жителей Восточной Европы в совершении киберпреступлений. Среди них был и Денис Чаловский, который в киберпространстве известен как "Майами". 27-летний Чаловский вместе со сверстниками 25-летним Никитой Кузьминым из России и 28-летним румыном Михаем Паунеску создали и распространили компьютерный вирус "Gozi Virus". Он заразил более миллиона компьютеров по всему миру. Вирус вломился в 40 000 компьютеров США, в том числе 160 компьютеров американского космического агентства (NASA). Это привело к миллионному ущербу, сообщает прокуратура. Вирус действовал с 2005 года по март 2012 года. Причем его практически нельзя было обнаружить. Вирус активизировался, когда пользователь открывал файл в формате pdf. Прокуратура утверждает, что "Майами" помог создать один из самых разрушительных вирусов в истории финансовой системы.

В четверг, 31 января, в 15:00 Верховный суд рассмотрел и отклонил жалобу Чаловского по поводу решения прокуратуры. Таким образом, Чаловский будет выдан правоохранительным органам США для уголовного преследования и суда за участие в компьютерном преступлении.

Вполне возможно, что один их голливудских гениев уже обдумывает захватывающую историю для сценария блокбастера. Захват рижской квартиры — "яркое" завершение сложного сюжета. Давайте взглянем на предысторию. Если верить следователям, самый разрушительный вирус в истории мировых финансов создало трио молодых парней, которые были знакомы только через сеть (вирус был установлен в 2005 году, когда Никите Кузьмину было 17 лет, а "Майами" уже отмечал 20-летие). Адвокат Чаловского уверяет, что он даже не слышал имен своих сообщников. В публичных сведениях есть и другие противоречия. Представитель прокуратуры США отметил, что преступники продавали вирус в интернете за 50 000 долларов, чтобы его обладатели могли получить пароли клиентов интернет-банков и опустошить их счета. При этом в обвинении сказано, что именно "Майми" похитил с банковских счетов миллионы долларов. Обвинители собираются взыскать с Чаловского 50 миллионов, которые он получил от своей деятельности, пишет Dienas Bizness со ссылкой н АР.

Скромность, достойная знаменитого Корейко из романа Ильфа и Петрова. Наш 27-летний мультимиллионер живет в панелькой многоэтажке в Иманте в 3-комнатной квартире с родителями, у него нет зарегистрированного имущества. Чаловский никогда не был в США. То есть свои способности он мог применять исключительно в доме на улице Зентенес. Закон об уголовном процессе предусматривает, что в выдаче гражданина Латвии можно отказать, если преступление полностью или частично совершено на территории Латвии. Конечно, можно затеять увлекательную дискуссию о территориальных аспектах киберпреступлений. Но документы обвинения этот вопрос явно не решают. Закон гарантирует лицу, подлежащему выдаче, право знать, кто и почему требует его выдачи. Адвокат Чаловского Илона Булгакова утверждает, что из поданных документов это неясно.

Адвокат сообщила, что обвинение выдвинуто на основании решения суда присяжных США. Судя по публично доступной информации, при оценке обвинения присяжные ознакомились только с мнением обвинения. В процессе не участвовал защитник обвиняемого. Так же, как и утром 4 декабря, когда первый разговор с Чаловским и обыск у него дома провели наши "спецназовцы" и "представители дипломатических служб" США. Они не посчитали нужным после разрушительного захвата обеспечить присутствие адвоката.

Суд присяжных, как известно, является краеугольным камнем судебной системы США. Он не только позволяет красноречивым адвокатам развивать талант убедительной риторики, но и заставляет сильно попотеть обвинение, чтобы убедить 12 не-юристов, что обвиняемый действительно виновен. Это важнейший аргумент в пользу этой дорогостоящей системы. Удивительно, что на этот раз в составе судя присяжных Нью-Йорка не было незабываемого "присяжного номер восемь" в исполнении Генри Фонда, который сомневался в несомненно доказанной виновности (beyond reasonable doubt). Напротив, среди присяжных мог быть герой фильма Никиты Михалкова, "присяжный номер два", который догадывался, какая участь грозила подозреваемому парню в прекрасной Восточной Европе, если США не смогут пообщаться с ним напрямую на своей территории и не получат легальный доступ к его компьютерам.

Адвокат Чаловского беспокоится, что в уголовном процессе США, в отличие от Латвии, наказания за несколько преступлений не засчитывают, а суммируют. Если ее клиента признают виновным, теоретически ему могут дать до 82 лет тюрьмы. В Латвии за аналогичное имущественное правонарушение присудили бы в восемь раз меньше. Если бы латвийские следователи доказали, что подозреваемый — действительно "Майами", и что его действия заслуживают уголовного наказания в Латвии, то в случае признания его вины наказание в Латвии было бы совсем другим.

Верховный суд отклонил заявление Чаловского. Очевидно, у суда не было сомнений, что следственные мероприятия лучше всего проводить, доставив его в Америку, хотя допрашивать подозреваемого могли бы и латвийские следователи. Теперь его судьба в руках правительства. Однако свобода выбора ограничена. Кабинет министров может отказать в выдаче лишь в том случае, если это может навредить суверенитету Латвии, преступление является политическим или военным, или запрос о выдаче мотивирован расовой, религиозной, этнической, половой или политической дискриминацией.

Теперь "имантскому хакеру" (как его прозвали СМИ) остается лишь взывать к чувству справедливости нашего правительства и надеяться, что сомнения будут истолкованы в пользу подозреваемого.

Автор статьи — лектор ЛУ, присяжный адвокат. Не задействован в описанном деле. Все сведения взяты из публично доступных источников в интернете.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!