Эта история произошла так давно, что уже трудно сказать, было ли так на самом деле или выдумали творцы анекдотов.

К концу семидесятых годов прошлого века советский вождь Ленид Ильич Брежнев стал все больше коллекционировать ордена и властные должности. Поэтому в один прекрасный день другого милого старичка — Николая Викторовича Подгорного — отправили на заслуженный отдых, а его должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, то есть формального главы государства, занял Брежнев.

Прошло еще несколько лет, и вот в дачной тиши Подгорный случайно встречает тогдашнего министра иностранных дел Громыко и начинает ему рассказывать, как хорошо живет — охота, рыбалка, внуки и т.д. "Самое главное — газет не читаю, телевизор не смотрю, о политике не думаю — и все прекрасно". Громыко считает своим долгом увещевать собеседника: "Стыдно, Коля! Ты же столько лет такой страной руководил — нельзя в обывателя превращаться. А в мире сейчас столько интересного! К примеру, знаешь, кто недавно стал римским Папой?"

Подгорный меняется в лице: "Неужели тоже Он!?"

А теперь вопрос, плавно переносящий нас из тех времен в эти. Предположим, сегодня откроется вакансия на должность Папы. Удивимся ли мы, если на этот пост немедленно будет выдвинута многоуважаемая Вайра Вике-Фрейберга? Конечно, нет! Ведь прекрасно сработает вся та аргументация, которая используется сейчас, когда она претендует на пост президента Евросоюза. Во-первых, эти кардиналы давно между собой переругались, а мы им предлагаем свежую незапятнанную нейтральную кандидатуру. Во-вторых, долой средневековые предрассудки — Папой может быть только мужчина, да еще к тому же монах. Даешь равноправие полов!

Грустная ирония судьбы состоит в том, что уважаемая ВВФ все больше напоминает незабвенного Леонида Ильича. Разумеется, в отличие от советского лидера г-жа Вике-Фрейберга полна сил и энергии. Но многолетнее пребывание на вершине популярности, общение с сильными мира сего и подхалимы в окружении до добра не доводят. Увы, так бывает довольно часто: глотнувшие власти люди перестают трезво оценивать свои реальные возможности. К сожалению, те, кто поощряет амбиции Вайры Карловны, всерьез считают, что она годится для любой мировой синекуры — что главы ООН, что президента ЕС. Между тем трудно представить себе человека, меньше, чем ВВФ, подходящего для лидерства в Евросоюзе.

Президент ЕС, очевидно, должен говорить от имени своей авторитетной организации. Сейчас эта функция возложена на лидеров стран-участниц, поочередно возглавляющих Союз. Вот случилась война между Россией и Грузией, и президент преседательствующей в тот момент Франции Саркози летал из одной столицы в другую, пока не нашел компромисса и не добился заключения мира.

А вы представляете, как наша Вайра могла бы исполнить эту миссию? Ее, по собственному признанию, "Россия нервирует". Или — с ее бескомпромиссностью и четким разделом мира на хороших и плохих, помирить вообще кого-либо с кем-либо?

Но есть и еще одно, более серьезное возражение. Евросоюз — это не Организация африканского единства, где действует принцип: раз живем по соседству, то давайте дружить против дальнего соседа. Объединенная Европа — союз государств, остро ощущающих общий менталитет и культурные ценности. Разговоры о "священных камнях Европы" пошли с конца XIX века, за сто с лишним лет до Маастрихта, когда Европа фактически стала единым государством.

И здесь проблема ВВФ не только в том, что Латвия к этим священным камням имеет весьма отдаленное отношение, и ее представитель во главе Евросоюза будет выглядеть несколько экзотично (примерно, как смотрелся бы человек из братского Таджикистана во главе СССР). Г-жа Вике-Фрейберга прожила жизнь в Канаде, она человек с другого континента.

В Европе это чувствуют. Одна из причин образования Евросоюза — совместное противостояние Америке, ее всепроникающему экономическому, политическому и культурному влиянию. У Европы и так куча проблем с новыми членами, глядящими в рот Штатам и радостно проводящим их политику в общем Союзе. Но поставить на самую главную, да еще и впервые вводимую должность варяга — это было бы просто унижением.

А теперь отвернемся от нашей героини и попробуем оценить несколько нестандартный механизм ее выдвижения. Как известно, это было сделано в обход президента страны и МИДа. Ясно, почему так произошло: ни Затлерс, ни министр иностранных дел Риекстиньш не поддержали бы подобную авантюру — и истинный уровень талантов ВВФ, и ее реальные шансы на пост им прекрасно известны.

Тут еще раз можно говорить о борьбе двух значительных групп латышской элиты. Есть старые коррумпированные деятели, пришедшие в политику ради обогащения и из чувства самосохранения стремящиеся не совершать откровенных глупостей. И есть марсиане, возможно, несколько менее вороватые, но ничего не понимающие и раз за разом превращающие Латвию в посмешище. Грустная правда состоит в том, что последние все больше завоевывают народную любовь.

Еще один невеселый факт. Невозможно представить себе, чтобы был в СССР 70-х хоть один человек, всерьез воспринимавший Брежнева. А сегодняшняя Вике-Фрейберга безумно популярна, и политические партии на коленях стоят, заманивая ее к себе.

И последнее, самое прискорбное, ибо касается не нашей маленькой страны, а солидной Европы. Можем ли мы заключить пари, что Вайра Вике-Фрейберга ни за что не станет президентом ЕС или даже Папой римским? Увы, не можем. В политике, к сожалению, встречаются самые противоестественные комбинации…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!