Фото: LETA
Во времена, когда заголовки новостных статей пестрят информацией о росте ВВП, зарплат, трудоустройства и излишков бюджета, будет немного непривычным и даже неприличным публично обсуждать следующий кризис. Могу успокоить читателя — я не буду пугать повторением сценария 2009 года. На данный момент мы находимся в еврозоне, нам не нужно спасать Parex, банки при оценке платежеспособности клиентов стали более осторожными, из дома правительства больше не слышны лозунги про "жирные годы" и "газ в пол". Тогда какой кризис?

Данные Центрального статистического управления свидетельствуют, что во втором квартале 2018 года, по сравнению со вторым кварталом 2017-го, объем внутреннего валового продукта увеличился на 5,1%. К тому же наибольший прирост — в строительстве, т.е. 32%. Нетрудно подсчитать, что этот подъем в строительстве обеспечивают средства из структурных фондов ЕС и долги (ипотечные кредиты и взятые в долг самоуправлениями деньги). Совершенно ясно, что объем средств структурных фондов после "Брэкзита" значительно уменьшится.

Помимо этого, при уменьшении числа жителей страны (депопуляции) число платежеспособных клиентов банков не может показать значительный рост. А, значит, и рост строительной отрасли не может продолжаться долго. Рано или поздно это будет означать сокращение рабочих мест в строительстве, особенно в группе низкоквалифицированных работников.

При таких темпах роста следует считаться (давление на увеличение зарплат и общих расходов), что цены на жилье как на первичном, так и на вторичном рынке какое-то время будут расти, что не даст многим жителям Латвии исполнить свою мечту о новом жилище. Или же претворение мечты в жизнь станет дороже, т.е. придется брать на себя более значительные долговые обязательства. Рост долговых обязательств означает ухудшение финансовой ситуации домашних хозяйств. Другими словами, больший процент придется тратить на выплаты, и меньше получится тратить на товары и услуги. Схожая ситуация и в общественном секторе. Когда закончится постройка плавательных бассейнов и домов культуры, останутся большие долги и значительные траты на поддержание инфраструктуры в должном состоянии.

На рынке аренды жилья также заметны признаки перегрева. Представители Arco Real Estate утверждают, что на данный момент в Риге спрос превышает предложение. Арендаторам приходится считаться с 250-400 евро в месяц за двухкомнатную квартиру среднего качества в рижском микрорайоне. Съем двухкомнатной квартиры высшего качества может обходиться в 400-500 евро в месяц, то есть примерно половину от средней брутто-зарплаты в Латвии. Вкратце: у значительной части жителей повысятся расходы на аренду жилья.

Пока зарплаты растут (по данным ЦСУ, во втором квартале 2018 года, по сравнению с аналогичным периодом годом раньше, брутто-зарплата выросла на 8,4%), обо всем упомянутом выше можно и не волноваться. Но сколь долго может продолжаться такой рост зарплат? Год, два, три? У нас не так много товаров и услуг, которые мы могли бы продать дорого — или хотя бы дороже, чем на данный момент. Главным экспортным товаром Латвии по-прежнему являются древесина и изделия из нее (18,2% от общего объема, — ЦСУ), то есть товар с весьма скромной добавленной стоимостью. У Латвии нет iPhone, Samsung или Tesla, иметь которые хотел бы весь мир и за которые можно было бы требовать неприличную цену.

Решением является повышение производительности труда и замещение рабочей силы технологиями и более эффективными устройствами. Но и в этой сфере у нас дела пока что идут не слишком хорошо. Согласно данным Eurostat, в 2016 году лишь 0,44% ВВП Латвии тратилось на исследовательскую работу и развитие (Research and Development" — R&D). Для сравнения: в Эстонии — 1,28%, в среднем по Евросоюзу — 2,03%. В свою очередь, за 2017 год Европейское патентное бюро (European Patent Office) получило 36 заявок на патент из Латвии, 89 из Эстонии и 2573 из сравнительно небольшой Дании. Иначе говоря, у нас не так уж много и такой интеллектуальной собственности, которую мы могли бы защищать или продать за большие деньги.

Что делать? Здесь я вынужден согласиться с председателем Совета по фискальной дисциплине Янисом Платайсом, который говорит о необходимости и государству, и домашним хозяйствам позаботиться о "подушке безопасности". Что это означает? В рамках возможностей откладывать часть доходов на "черный день" — например, вкладывая в стабильные финансовые инструменты (страхование жизни, пенсионные фонды итд.).

Государству же следует утверждать или бездефицитный бюджет, или бюджет с небольшим излишком, чтобы в момент, когда экономическое развитие замедлится или остановится, в распоряжении были деньги на оплату очередных счетов. Опыт Эстонии свидетельствует, что в 2009 году она смогла более легко пережить кризис, так как имелись необходимые запасы и не приходилось делать несоразмерно большие процентные взносы. В итоге внешний госдолг Эстонии стал сравнительно небольшим, что означает отсутствие необходимости выделять в будущем большие средства на обслуживание долга.

Следует дать оценку тем тратам, которые не являются абсолютно необходимыми. Домашние хозяйства должны отказаться от спонтанных покупок, самоуправления — от строительства плавательного бассейна или хоккейного холла. Сейчас (низкие процентные ставки, программы господдержки) подходящее время и для инвестиций в капитал. Частные лица могут вложиться в человеческий капитал себя и своей семьи — образование. Получив более высокую квалификацию, можно надеяться на более высокую зарплату в будущем. Благодаря средствам структурных фондов ЕС — например, по программе, известной в обществе под названием "Учеба для взрослых", любой работающий житель может получить дополнительное образование по сравнительно низкой цене (http://www.macibaspieaugusajiem.lv).

И домашние хозяйства, и многие государственные и муниципальные организации весьма скупо относятся к вопросу утепления своего жилья и других построек. Утепление сокращает расходы и увеличивает ценность недвижимости. Все это уже давно известно.

Так почему приходится напоминать всем о самим собой разумеющихся вещах? В предвыборный период, когда многие партии обещают, что будут тратить больше, чем до этого, когда Министерство финансов (которому следует выступать за ответственную фискальную политику) тратит деньги на рекламу "Растут доходы, растет и Латвия", в то время, когда банки обещают дешевые кредиты на покупку или ремонт жилья, когда компании предлагают дорогие автомобили в лизинг без первого взноса, когда за 15 минут можно получить "быстрый кредит", действительно легко забыть о том, что за годами роста следует рецессия (кризис), что за вечеринку в итоге придется заплатить, и что кому-то придется "разгребать кучу".

Правительству тоже трудно удержаться от искушения тратить деньги — например, на "пособия в честь столетия", которые Совет по фискальной дисциплине считает нарушением закона. Трудно быть мудрым и бережливым, когда все вокруг призывают тебя тратить и брать в долг.

Надеюсь, что эта статья поспособствует более широкой общественной дискуссии о нашей готовности преодолеть следующий кризис. В обсуждении могли бы принять участие не только привычные банковские эксперты, но и представители других отраслей.

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !