Foto: DELFI
Конечно, можно. Из Риги в Даугавпилс тоже по-прежнему можно доехать на телеге. Риск съехать в канаву меньше, чем при езде на машине. Однако возможность удобнее и намного быстрее добраться до цели — это достаточно хорошая причина, чтобы большинство людей отказалось от телеги.

С евро похожая ситуация. Евро дает возможность — об этом далее по тексту — быстрее достигнуть экономической цели Латвии — роста благосостояния. Конечно, при неловком управлении существует риск въехать в канаву и с евро. Некоторые страны еврозоны это уже сделали. Аварии можно избежать, не превышая скорость, то есть реализуя соответствующую бюджетную политику (делая накопления в годы стремительного развития, чтобы были резервы на случай кризиса), а также ограничивая необоснованно резкое развитие кредитования и образование пузырей. Мы можем смотреть на другие страны еврозоны и учиться, как делать не стоит. Можем учиться и на своих ошибках. Не вижу причин, почему мы в Латвии должны бояться евро, если только не хотим признать, что мы неумехи, которые не в состоянии оценить ни свой, ни чужой опыт.

Довольно наивно считать, что если в худшем случае еврозона прекратит свое существование в нынешнем виде, Латвия со своей валютой сможет спокойно посмотреть на это со стороны, и нас это не коснется. По нашим подсчетам, Латвии (даже формально не вступая в еврозону) надо считаться со спадом экономической активности в течение многих лет и ростом безработицы, которая при худшем сценарии достигнет 25%.

Даже если представить, что в близком или далеком будущем еврозона будет выглядеть иначе, например, за счет сокращения числа стран-участниц, это не меняет сути дела. Уже сейчас ясно, что главные народные хозяйства еврозоны (Германия, Франция, страны Бенилюкса) слишком тесно связаны торговыми и финансовыми нитями, чтобы позволить себе использовать разные валюты. Даже если экономическая и монетарная система в Европе изменится, ее все равно заменит другая система, при которой ряд важных для Латвии стран Европы будет использовать общую валюту.

Что даст евро в финансовом плане?

Готовность Латвии вступить в еврозону появилась в период, когда она переживает самые трудные времена за всю свою историю. Многие задают вопрос — может, лучше выждать, пока еврозона справится со своими проблемами, пока Латвия станет такой же богатой как страны еврозоны? Анализ Банка Латвии показывает, что Латвии стоит вступить в еврозону как можно скорее.

Введение евро обеспечит более низкие процентные ставки для всех участников экономики, что позволит дешевле рефинансировать долги в частном и государственном секторе. Снижение ставок обеспечит не только намного меньшая возможность дефолта (страны могут разориться и с евро, и без — нам в Латвии стоит об этом помнить), но и факт, что при введении евро Латвии будет проще торговать ценными бумагами на более широком рынке и исчезнет неясность по поводу возможных колебаний курса валют, то есть риск девальвации.

Снижение расходов по обслуживанию долга означает больше денег на финансирование других нужд. По нашим подсчетам, только снижение процентных ставок по госбюджету в течение 10 лет обеспечит общую экономию на 900 млн. евро (более 600 млн. латов). Это деньги, которые остались бы в народном хозяйстве, чтобы вложить их в дороги, здравоохранение, повышение качества образования.

Понятно, что введение евро позволит жителям и предприятиям Латвии сэкономить на конвертации валют. Если учесть все сделки с евро в Латвии за год, общая экономия составила бы около 50 млн. латов. за 10 лет — это около полумиллиарда латов! Конечно, для банковского сектора это означает утрату доходов, но для остальных это дополнительные деньги, которые можно вложить в потребление или, еще лучше, в развитие и дальнейший рост.

Даже если учесть, что при введении евро есть единовременные затраты, связанные с конвертацией цен, сменой информационных систем. По нынешним данным, в частном секторе они превысят 200 млн. латов. Однако макроэкономические выгоды от введения евро покроют эти затраты уже в первый год.

Чего опасаются люди?

Один из самых устойчивых мифов — при конвертации цен из латов в евро, они будут округлены "вверх". "Так было во всех странах еврозоны, и Латвия не станет исключением", — говорят люди.

Цифры показывают, что не все так плохо. Если сравнить темпы инфляции в странах еврозоны перед и после введения евро, нельзя сделать вывод, что сам по себе переход на евро вызвал скачок цен (рис.1). Из 17 стран еврозоны в восьми инфляция через полгода после введения евро действительно была выше, чем за полгода до евро. Но в семи странах инфляция была ниже. В двух инфляция не изменилась.

Стоит учесть, что инфляцию определяют разные факторы. Переход на евро, который во всех странах состоялся 1 января, был лишь одним из них и не самым главным. Во многих странах в начале года меняются тарифы. Под влиянием тарифов общий уровень цен растет независимо от евро. Момент введения евро может совпасть с важными переменами на глобальных рынках нефти и продовольствия. На колебания этих цен влияют также цены внутри страны (как мы видим в случае Эстонии).

Вторая причина тревоги — латвийскому бюджету якобы придется спасать страны еврозоны, которые своими силами не могут обеспечить платежи. Сначала это была только Греция, но сейчас проблемы с финансами есть у Испании, Словении, Кипра. Возможно, в очереди на международную помощь стоит еще какая-то страна. Все они намного богаче Латвии. Закономерен вопрос, разумно ли тратить деньги латвийских налогоплательщиков на спасение других стран.

К счастью, все не так плохо, как кажется. Во-первых, взносы Латвии в Европейский механизм стабилизации (это по сути фонд, откуда можно дать взаймы странам, переживающим трудности) будут составлять около 40 млн. евро в течение первых пяти лет после вступления. В последующие семь лет взносы надо будет увеличивать, пока они не достигнут 324 млн. евро. Это довольно большая сумма, но она не является "неподъемной" для бюджета Латвии. К тому же, это даже меньше той суммы, которую латвийские налогоплательщики — жители и предприятия — будут экономить на конвертации валют.

Еще важнее понять, что эти взносы не стоит записывать в потери. Потери у Механизма стабилизации могут возникнуть лишь в случае, если страна-должник становится неплатежеспособной. К счастью, сейчас в еврозоне есть только одна неплатежеспособная страна (бремя долгов так велико, что она не сможет их вернуть даже при самых благоприятных условиях). Это Греция.

Решения о спасении Греции приняты без участия Латвии, поэтому Латвии не придется тратить средства налогоплательщиков на эти меры. Помогая платежеспособным странам, которые переживают трудности, Латвия не только проявит солидарность (это одна из основных идей ЕС), но и получит проценты. Не стоит забывать, что в случае необходимости и Латвия сможет претендовать на помощь механизма. Потенциальная помощь Латвии во много раз превысит сделанные взносы. Так что, механизм взаимопомощи может быть выгоден Латвии.

Третий популярный аргумент против евро — опасения, что Латвия не сможет успешно развиваться. Пока в Европе нет фискального федерализма (передел финансов в пользу бедных стран через централизованный бюджет, как в штатах США), спасение стран еврозоны, переживающих трудности, будет осложнено. Если Латвия вступит в еврозону и возникнут финансовые проблемы, нам ведь не стоит рассчитывать на излишнюю доброжелательность других стран еврозоны?

Ответ очень прост — в еврозоне надо проводить такую экономическую политику, чтобы страна не попала в серьезные финансовые трудности. В основе нынешних проблем — ошибочная экономическая политика: либо несоответствующая бюджетная политика, которая резко наращивает долги госсектора как в Греции, либо пузырь на рынке недвижимости и очень медленное решение проблем банковской системы после того, как пузырь лопнул (Испания). Несмотря на распространенное мнение, экономическая политика Испании в годы стремительного роста была далека от совершенства. При наступлении кризиса медлительность правительства Испании в решении банковских проблем лишь усугубила ситуацию.

Может ли Латвия попасть в похожую ситуацию? Стопроцентных гарантий никто дать не может, но вероятность будет заметно меньше, чем в недавнем прошлом. Латвия вместе с рядом стран ЕС ратифицировала Договор о фискальной дисциплине. Это обеспечит, что Латвия в будущем не станет второй Грецией. Возможность нового пузыря недвижимости в Латвии существенно снизило создание Кредитного регистра, выдача кредитов в соответствии с легальными доходами и т.д. Есть основания надеяться, что Латвия не станет второй Испанией.

Последние данные статистики показывают, что инфляция в Латвии продолжает снижаться, а бюджет выполняется лучше, чем планировалось. Это значит, что приближается момент, когда все Маастрихтские критерии будут выполнены. И у нас появится возможность за счет мудрого хозяйствования быстрее достигнуть благополучия. Несмотря на голоса скептиков, нет объективных причин, почему Латвия и ее жители не могут достигнуть более высокого уровня благосостояния, используя преимущества евро. Надо лишь один раз поверить в свои силы.

Сокращенный перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!