Foto: DELFI
Власть предержащие испоганили и полностью дискредитировали в общем-то неплохую идею контроля за дорожным движением с помощью фоторадаров.

Её превратили в необременительный источник дохода мздоимцев, приближенных к "телу" бизнесменов, и чуточку, по остаточному принципу – госказне. Автомобилисты высказывали серьезные сомнения в целесообразности подобного шага с самого начала,
как только стало известно о решении привлечь к проекту частный капитал.

Латвийские ноу-хау

Но это мнение, по укоренившейся вот уже более 20 лет привычке, было проигнорировано. Устами тогдашней политкомиссарши МВД от "Единства" Линды Мурниеце и начальника Управления превенции этого ведомства Эдмунда Зивтиньша в привычных для чиновников тяжелых формулировках были отвергнуты напрочь опасения в том, что в итоге всё превратится в заурядный бизнес-проект для узкого круга приближенных. Да другого, откровенно говоря, вряд ли стоило ожидать от упомянутых персон – они ведь и тогда, и сейчас считают всех нас, автомобилистов, дебилами. Мы, дескать, не понимаем, что происходит на самом деле.

После того, как минувшей осенью водители начали получать "письма счастья", а в госбюджете на 2012 год отдельной строкой были прописаны доходы от штрафов с автомобилистов, в дискуссию включились специалисты-профессионалы. Юрист Эдгар Джериньш убедительно, со ссылкой на Правила Кабинета Министров, Закон о дорожном движении и Кодекс об административных правонарушениях Латвии разложил всё по полочкам. Вердикт Джериньша: на данный момент все решения о наказании, где нарушение скорости зафиксировано с помощью фоторадара, являются противозаконными, и все штрафы в этой связи являются легко оспариваемыми. Глава Общества юристов Латвии Айвар Боровков также считает, что установка фоторадаров на латвийских дорогах мало похожа на заботу об улучшении безопасности дорожного движения, а из-за финансовой или умственной бедности на всех проблемах, которые есть в стране, пытаются сделать бизнес.

Не остался в стороне и главный омбундсмен Юрис Янсонс, который признал, что существующая практика позволяет штрафовать тех, кто не совершал нарушения, и призвал изменить порядок наказания. Янсонс, заручившись экспертным мнением Латвийского автомото общества и общественного политического центра Providus, представил в Сейм соответствующие поправки с целью исключения столь явной противозаконности в этом деле. Тем не менее, соответствующая комиссия Сейма поданные омбундсменом поправки отклонила.

Но от замалчивания или откровенного игнорирования проблема сама по себе не "рассосалась", а наоборот, еще больше накалилась. Дело дошло до инцидентов между водителями и операторами мобильных фоторадаров компании Vitronic Baltica. И вот тут-то началось самое интересное. Бывший начальник Госполиции Юрис Рекшня нанес настоящий удар под дых своим коллегам, честно признав в интервью газете Diena, что в результате введения мобильных фоторадаров количество аварий и погибших на дорогах Латвии не сократилось. Более того, фактически мобильные радары создают новые "черные точки". Радары ставят там, где охранникам удобнее поставить машину, где радары проще спрятать, а безопасность движения – на последнем месте. Поэтому Рекшня считает, что договор с поставщиком приборов надо либо перезаключить, либо вообще расторгнуть.

После этих слов буквально прорвало руководителя Управления превенции госполиции Э.Зивтиньша, и он, словно унтер-офицерская вдова, начал сам себя сечь. В интервью изданию Lietišķā Diena он прямо заявил: конкурс фоторадаров организован неправильно, полиция – заложник ситуации. Это, конечно, "класс" и полный "профессионализм"!

Слишком поздно, когда уже жареный петух клюнул в мягкое место, до Зивтиньша дошло, что для компании Vitronic Baltica главное – не безопасность движения, а "срубить" как можно больше денег на многочисленных штрафах, и плевать она хотела на указания, советы и рекомендации руководства Дорожной полиции.

Вслед за Зивтиньшем начала прикидываться дурочкой главная инициаторша и подписант злополучного договора Мурниеце: "Процесс введения фоторадаров в Латвии напоминает хаос – и со стороны поставщиков, и со стороны тех, кто контролирует ситуацию, и со стороны самой полиции. Если уж там есть проблемы с нарушением процедуры, надо либо расторгнуть договор, либо принять соответствующие меры".

Наивно думать, что после таких откровенностей Зивтиньша и Мурниеце, лично проталкивавших и заключивших столь провальный договор, что-либо изменится. Глава МВД Рихард Козловскис заявил на днях в интервью Латвийскому радио: "Если расторгнуть договор с поставщиком фоторадаров, проблем это не решит, а вызовет еще большие, так как у государства денег на установку этих радаров нет". И "успокоил" –Vitronic Baltica поручено до 20 мая установить стационарные фоторадары, а министр потребует у Госполиции, чтобы она тщательно следила за выполнением условий договора. Такая вот очередная симуляция бурной деятельности, латвийское ноу-хау – спустить всё на тормозах.

Как исправить существующее положение?

Прежде всего, надо устранить все юридические казусы и недоработки ведения данной практики. В частности, в Кодексе "Об административных правонарушениях" необходимо уточнить, кто несет ответственность в случае фиксации нарушения скорости движения фоторадаром. Четко записать, что владелец транспортного средства несет ответственность только в том случае, если не было установлено лицо, управлявшее транспортом в момент совершения нарушения. Определить, что владелец ТС освобождается от ответственности, если в течение 10 дней с момента получения "письма счастья" он предоставит в полицию конкретные данные по лицу, управлявшему ТС в момент нарушения, или же данные о том, что транспорт выбыл из владения в случае противоправных действий других лиц (кража, угон и т.п.).

МВД, как инициатор договора и заказчик, должно исходить из европейской практики, где фоторадары применяются уже почти 20 лет, и они фиксируют не только номера машины-нарушителя, но еще и лицо водителя. Ведь есть же системы распознавания лиц, и в автоматизированном режиме с ручной перепроверкой очень легко установить виновного. Так давно делается в Германии, так делается в соседней Литве, Польше и ряде других стран. У нас же, прикрываясь красивыми словами о защите частной жизни, на самом деле руководствуются интересами частного бизнеса и, как нетрудно догадаться, чиновников-мздоимцев. Есть ведь "фотошоп": заретушируйте на фото изображение пассажира рядом с водителем, и все дела. Не должно быть виновного по умолчанию, и автовладелец не должен доказывать свою невиновность!

Презумпция невиновности не должна попираться никакими унтер-пришибеевыми и держимордами местного розлива. У нас же только права чиновников и политкомиссаров трогательно защищаются на презумцию невиновности: нельзя, дескать, только по подозрению в незаконном обогащении заставлять последних доказывать свою непричастность к коррупции. Да 90% госзаказов в Латвии сопровождаются коррупционным эффектом!

Флаг вам в руки, господин Зивтиньш!

Слишком много полномочий узурпировал Зивтиньш. Наловил "блох" для отчета и пудрит мозги народу. Так зарапортовался, что постоянно путается и сам себе противоречит. К примеру, на пресс-конференции 24.01.2012 он обещал, что "безграмотное размещение фоторадаров скоро будет устранено", прикрываясь "человеческим фактором". Оказалось, для этого у него кишка слишком тонка. На той же самой пресс-конференции Э.Зивтиньш пригрозил, что в населенных пунктах будут штрафовать уже с 54 км/ч. В реальности 54 км/ч минус ошибка спидомера/фоторадара 3 км/ч равна штрафу за превышение скорости всего на 1 км/ч! А ведь во время организации конкурса на закупку фоторадаров Э.Зивтиньш публично озвучил, что за + 1 км/ч штрафовать не будут. Ведь и ежу понятно, что взимание штрафа за превышение скорости всего на 1 км/ч – это чистейшее рвачество и лоббирование столь позорного бизнес-проекта, не имеющее никакой связи с безопасностью движения. А разве не интересами фоторадарного бизнеса можно воспринимать бычью упертость, с которой Зивтиньш сопротивляется подготовленному ДБДД и одобренному Министерством сообщения законопроекту о неприменении штрафных санкций при превышении скорости менее, чем на 10 км/ч? Ведь принятие такой поправки сняло бы обоснованное недовольство множества автомобилистов.

Если, по признанию Зивтиньша, подрядная фирма столь откровенно игнорирует указания Дорожной полиции, то может ли быть уверенность у нас, автомобилистов, в правильной настройке и корректном использовании фоторадаров в каждом отдельно взятом случае? Ведь перед оператором-смотрителем мобильного радара стоит задача – план по штрафам любой ценой! Поэтому нужна неотложная хирургическая операция – расторжение договора с подрядной фирмой Vitronic Baltica, раз уж об этом проговорились и Зивтиньш, и Мурниеце, да и авторитетно заявляет Рекшня – уж он-то, как никто другой, знает "внутреннюю кухню" МВД.

Допускаю, что договор содержит кабальные для заказчика условия в случае расторжения (вспомним прецедент с "Замком света"). Но это бред сивой кобылы. Разгильдяй-подрядчик уже сейчас слишком замарался. Во-первых, не выполнил главное условие договора – сорвал сроки начала работы. Во-вторых, к гадалке не ходи, к 20 мая никак не успеет установить и задействовать предусмотренные договором 130 фоторадаров, в том числе 110 (!) стационарных. В-третьих, ловим на слове Зивтиньша, признавшего, что компания Vitronic Baltica самовольничает с размещением мобильных фоторадаров и игнорирует действующие документы о запрете скрытого контроля.

Так флаг вам в руки, господин Зивтиньш! Рядовые автомобилисты помогут вам моментально набрать массу компромата против этих рвачей. Пусть приезжают по нашим звонкам на место "кудесничества" патрульные экипажи, фотографируют нарушения с установкой фоторадаров и неправильной парковкой машин охраны, и оформляют протоколы о нарушениях, подкрепив каждый из них несколькими подписями автомобилистов, проезжавших мимо сего безобразия. С превеликим удовольствием окажем дорожной полиции подобную услугу!

При заинтересованности (если, конечно, государственные интересы ставить выше личной корысти) легко можно опровергнуть аргумент министра ВМД Козловскиса об отсутствии у государства денег на установку радаров. Ввиду невыполнения договорных обязательств экспроприировать (именно так, не боюсь этого слова) все имеющиеся на сегодня радары у Vitronic Baltica, да ещё и наказать компанию в виде неустойки денежным штрафом в размере недополученной прибыли, включенной в госбюджет текущего года. Покроется с лихвой!

И еще одно радикальное предложение: опубликовать полный текст договора между МВД и Vitronic Baltica, назвав при этом всех, кто разрабатывал, согласовывал и подписывал со стороны заказчика условия поставки фоторадаров и сам договор. А дальше пусть прокуратура и КНАБ раздадут каждому по заслугам. И только не надо поручать «разбор полетов» депутатам – ворон ворону глаз не выклюет. У нас ведь политкомиссары ответственности не несут за свою провальную деятельность.

Что делать автомобилистам?

Понимаю, что последние два мои предложения – утопические. Не могут решить проблему те, кто её создал. Поэтому надеяться на прозрение находящихся во власти и при власти людей не приходится. Что делать автомобилистам?

Самый лучший вариант для автомобилистов – соблюдать правила дорожного движения, не превышать скорость и вообще не получать штрафы. Оптимист же автор, посмеются читатели. А если серьезно, то надо бороться с этим беспределом, оспаривая штрафы за превышение скорости, зафиксированные фоторадарами. Порядок такого оспаривания, а также образец заявления в суд подробно расписал юрист Эдгар Джериньш, легко найти. Напомним только, что исковое заявление является бесплатным, к тому же, до рассмотрения жалобы в суде, штраф платить не нужно. До вердикта суда неоплаченный штраф никак не повлияет на прохождение техосмотра и другие манипуляции с регистрацией/перерегистрацией машины. Если жалобы будут подаваться массово, резко вырастет нагрузка на суды, и рассмотрение жалоб затянется на пару-тройку лет. За всё это время денежный поток Vitronic Baltica заметно иссякнет, а это прямой путь к банкротству бизнесменов, беспардонно выжимающих деньги из автомобилистов.
Вполне уместны также всевозможные уличные акции автомобилистов против разрешенного власть предержащими, но противозаконного и репрессивного метода поживиться на многочисленных штрафах. Главное в этих протестных акциях – их массовость.

Не могу умолчать о всё чаще появляющихся комментариях, призывающих бороться противоправными методами с неправильно установленными фоторадарами. Я не сторонник и, более того, решительный противник того мнения, что на одно беззаконие необходимо отвечать другим. Что с "ними надо говорить на том единственном языке, который они понимают". Нет, надо в любом случае говорить исключительно на своем собственном языке. На языке общественного права и личного достоинства. Но что делать автомобилистам, если власть предержащие и дальше пытаются, не мытьем – так катаньем, наживаться на многочисленных штрафах, поддерживая полностью дискредетировавшую себя затею?

Вряд ли найдется много возражающих, если я выскажу не слишком оригинальное суждение о том, что законы надо соблюдать. Конечно надо, кто спорит. Законы и неписаные правила поведения суть основа цивилизованности. Но вот только как быть, если рассматриваемые нами в контексте этой статьи нормативные акты с особым цинизмом и особым удовольствием нарушаются высокопоставленными должностными лицами, и при их попустительстве – частной бизнес-структурой? Можем ли мы, отдельные индивиды, нарушать этот самый закон или иной правовой акт, который сам является вопиющим нарушением принципов международного права? Большинство, думаю, ответят: непременно надо его нарушить. И аргументируют тем, что нарушение подобных законов является не только правом сознательного гражданина, но и его, если угодно, гражданской обязанностью.

Власть, ставящая себя вне критики, обнаружившая свою полную неспособность к диалогу с обществом вообще и с отдельным человеком в частности, ставит себя вне закона. И уж тем более она ставит себя вне закона, когда сама повсеместно нарушает законы в отношении граждан и их прав.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!