Как недавно выяснилось, Центр профилактики СПИДа ведет занимательную статистику — обобщает национальную принадлежность носителей вируса иммунодефицита. Соответствующие цифры были обнародованы на тематической конференции, причем оказались они весьма неутешительными для нацменьшинств: латышей среди контингента центра меньшинство.
Старичок Гиппократ со своей клятвой переворачивается в гробу. Интересно, не пошли ли врачи Центра дальше и глубже, и, может быть, им даже удалось найти 10 отличий больного латыша от больного русского? Что дало им изучение национальной принадлежности страдальцев, как помогло уберечь кого-то от болезни? Три года назад абсолютно такая же ситуация возникла в Эстонии: департамент статистики сообщил, что среди пациентов нарколечебниц в Эстонии большинство составляют русскоязычные молодые таллиннцы. Без высшего образования, живущие с родителями и не имеющие постоянного заработка. Разгорелся скандал, отголоски которого слышны до сих пор: 84% колющихся наркоманов русского происхождения остаются одним из наиболее эмоциональных аргументов в спорах между представителями коренной и некоренной национальностей.

Допускаю, что латвийские докладчики и те, кто собирал данные, руководствовались чисто исследовательскими целями. Однако вместо того, чтобы обрисовать проблемы борьбы с "чумой XX века", этот случай обнажил совсем другие вопросы. Да, некоторые члены общества больны ВИЧ, но нездорово и само общество. Эта болезнь называется ксенофобия — неприятие чужаков. По языку ли, цвету кожи или образу жизни. И Центра по профилактике этого общественного недуга, увы, не придумаешь.

Похоже, что понемногу нас приучили к тому, что любую жизненную ситуацию надо рассматривать не просто как социальный феномен, но и через призму национального вопроса. Подрались подростки — ага, русская школа против латышской, все понятно. Выселили за долги? Это потому, что русская фамилия не понравилась… Не сказать, что Латвия в этом вопросе так уж уникальна — вот и ирландские профсоюзы готовы бастовать до победного конца, лишь бы не пускать в паромную компанию латвийских гастарбайтеров. Но именно в Латвии национальные вопросы давно стали хорошей кормушкой для практически всех политических партий. И заявлять, что спрос рождает предложение, верно лишь отчасти. Раз политическое технологии такой же бизнес, как и прочие, то и умная реклама, и правильный пиар — такие же двигатели этой торговли, как и любой другой.

В итоге любое неосторожное или глупое высказывание моментально становится ксенофобским — воспринимается-то все очень остро. Если понимать врачей-затейников из Центра профилактики СПИда буквально, то сразу возникает мысль: насколько опасно для жизни быть латвийским русским? Вот, скажем, идет человек по улице. Впереди — строительные леса и транспарант "Осторожно, стройка!" А у него государственный — скажем, на разговорном, но не беглом уровне. Замешкался с переводом — и получай кирпичом по башке. Достал пачку сигарет — а там предупреждение о раке легких только на латышском. Пролетай со здоровым образом жизни! Придется идти в аптеку, покупать лекарства. Где инструкция по использованию — правильно, только на латышском. Получай, дорогой налогоплательщик, лекарственный овердоз…

Конечно, я утрирую, но ведь именно такие мелочи и показывают заботу — или в данном случае ее отсутствие — властей о народе. Удручающая статистика заболеваемости ВИЧ, возможно, имеет какое-то медицинское объяснение, однако почему-то кажется, что здесь дело в социологии, экономике и политике. В том, что социальная реклама на улицах — только на госязыке. В том, что наркоманами становятся не те, у кого в паспорте прописана некая национальность, а те, кого отторгает общество. И во многом другом.

Одиозная школьная реформа и подавно дает понять, что национальные гетто — это вполне реально. Государству не нужны образованные и интеллектуально развитые — достаточно полуобученных и, следовательно, управляемых. Автору реформы, чиновнице Министерства образования, за это вручили премию — не просто немного денег, но приз за интеграцию общества. Ну а о нас потом будут составлять статистику всяческие директора из различных Центров по профилактике всего на свете, подсчитывая распространение социальных болезней и прочих напастей.

Стоит ли удивляться тому, что рядовая медицинская конференция временами напоминает партийный съезд партии ТБ/ДННЛ. Которые, кстати, тоже не зевают, в очередной раз вытащив из пыльного сундука идею о референдуме об ужесточении закона о гражданстве — естественно, в той части, что касается новограждан (читай — русских)…

Да, похоже, быть русским в Латвии — действительно риск. Рискнем?

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!