Foto: LETA
Последние несколько недель можно столкнуться с крайне противоречивыми высказываниями в адрес объединения "Центр Согласия". Колеблются они от "предали русских" до "предали латышей".

Связаны эти высказывания, естественно, с двумя языковыми референдумами. С одной стороны, "Центр Согласия" уже давно перестал удивляться тому, что его любят критиковать со всех сторон. Переживем мы, благодаря мудрости и пониманию нашего многонационального избирателя, и этот период.

Но, с другой стороны, именно в эти дни к нашей работе в Рижской, Даугавпилсской, Резекненской думах и ряде других самоуправлений, где мы находимся у власти, и к работе в Сейме, где мы пока находимся в оппозиции, добавилась новая задача. Формулируется она очень просто, но выполнить ее, учитывая всю специфику нашего общества, совсем непросто. Это – сохранить национальную и этническую стабильность.

Поэтому именно сейчас особенно важно еще раз четко обозначить позицию “Центра Согласия”, как ведущей политической силы страны.

Опаснейшая провокация

Инициатива “Вису Латвияй!”-ТБ/ДННЛ о переводе всех школ на латышский язык обучения является абсолютной провокацией.

Ее успех приведет, во-первых, к возможно уже необратимому ухудшению отношений между латышами и русскоязычным населением. К этому еще надо добавить и общее недовольство всех жителей Латвии (вне зависимости от родного языка) происходящим в стране и связанное с этим немалое напряжение в обществе. Поэтому инициатива “Вису Латвияй!”, как бы банально такое определение ни звучало, называется игра со спичками.

А, во-вторых, не стоит все-таки забывать и о профессиональном аспекте. Система среднего образования сейчас переживает, скорее всего, самый сложный период с 1991 года. Сокращение количества учеников, старение учителей, беднейшая техническая база, нехватка средств на учебные пособия. Согласитесь, единственное, чего не хватает школам сейчас, это еще какой-нибудь реформы в стиле “Вису Латвияй!”. И тогда через 10 лет мы будем удивляться высокому уровню среднего образования в Северной Африке.

Но при этом хотелось бы подчеркнуть, что сторонников идеи “Вису Латвияй!” не так уж и много. Более года понадобилось, чтобы собрать 10 000 подписей. В принципе, при большой настойчивости в Латвии можно 10 000 подписей собрать под практически любой идеей. Даже за перевод всех школ на английский язык.

Ожидаемый ответ

Инициатива общества “За родной язык” со сбором подписей за предоставление русскому языку статуса государственного является логичным и прогнозируемым ответным шагом.
При этом риторика инициаторов контракции всегда сводилась к тому, что борются они на самом деле не за статус русского языка. А против реформы школ, используя референдум по русскому языку как угрозу.

Я думаю, что даже самые наивные или самые идейные активисты “За родной язык” не верят в то, что референдум о присвоении русскому языку статуса государственного имеет хоть какие-то шансы на успех. Для этого достаточно зайти на сайт Бюро по статистике и посмотреть на этническую разбивку среди граждан. После этого вопросы отпадут сами по себе.

Насколько правильным является выбранный активистами “За родной язык” инструмент борьбы против “Вису Латвияй!” – вопрос пока открытый. С одной стороны, это обоснованная реакция на опаснейшую провокацию.

С другой стороны, такой сбор подписей национальную обстановку в стране стабильнее не сделает. Более того, “борьба” за русский язык может спровоцировать часть латышского населения, исходя из принципа “стенка на стенку”, пойти и проголосовать «за» латышизацию школ. Тогда мы повышаем риск, что реформа школ будет поддержана на референдуме. Самое ненужное и глупое, что можно себе представить.

Ценности «Центра Согласия»

“Центр Согласия” с первого дня своего создания всегда подчеркивал, что мы строим первую в Латвию межэтническую политическую силу, в которой вместе работают латышские и русскоязычные политики.

При этом мы открыто говорим своим избирателям вне зависимости от их родного языка, что в Латвии у русскоязычного населения есть целый ряд проблем и их надо решать. Потому что это в равной степени отвечает интересам как этого самого русскоязычного населения, так и латышей. И решить эти проблемы нужно хотя бы потому, что этим самым мы снимем с повестки целый пласт вопросов, который многие наши политики с большой охотой используют для того, чтобы не заниматься решением экономических или социальных проблем. Ну представьте себе полуголых активистов “Вису Латвияй!” на морозе, которые таким образом борются за снижение НДС на книги.

И если речь идет о статусе русского языка, то “Центр Согласия” в своей программе всегда выступал за присвоение русскому языку статуса официального, что включает в себя:

  • возможность использования русского языка в письменной и устной коммуникации с самоуправлениями
  • свободу в формировании программы в старших классах школ с русским языком обучения 
  • возможность в паспортах параллельно с латышским написанием писать имя и фамилию на русском языке.

“Центру Согласия” было с самого начала очень просто сформулировать отношение к сбору всех подписей.

Во-первых, мы категорически против референдума по школам и считаем, что необходимо приложить все усилия, чтобы этот референдум был сорван. При этом надо понимать, что борьба против школьного референдума не должна стать сама по себе провокацией и способствовать, таким образом, косвенно его успеху.

Во-вторых, сбор подписей за статус русского языка обществом “За родной язык” мы рассматриваем только и единственно как инструмент борьбы активистов этой организации против школьного референдума.

При этом, вопрос о возможности успеха в нынешней ситуации самого референдума по статусу русского языка обсуждать по меньшей мере бессмысленно, потому что такой референдум обречен на провал. И прикрываться здесь словами о том, что тот, кто не пробует, никогда не добьется успеха, или вспоминать историю про мышей в кувшине с молоком является только демагогией. Если ты не можешь, например, пробежать марафон, ты его просто не пробежишь, даже если зарегистрируешься для участия в нем. И все. Но это не мешает тебе заниматься успешно другими видами спорта. Поэтому вопросом русского языка “Центр Согласия” будет продолжать заниматься, как и делал это с первого дня своего создания. Но, ставя цели, которые в конкретный момент времени можно реализовать, и не пытаясь добиться того, чего добиться невозможно.

Именно поэтому “Центр Согласия” никогда не мог стать инициатором подобного сбора подписей. Мы не можем и никогда не будем пытаться поднять людей под знамена невыполнимых задач. На нас лежит чересчур большая ответственность перед нашими избирателями - как в Сейме, так и в самоуправлениях, чтобы позволить себе настолько отрываться от реальности.

Таким образом, все действия активистов “За родной язык” можно и нужно оценивать только с одной точки зрения - поможет ли это остановить референдум по школам. “Центр Согласия” считает, что в определенной степени и при соблюдении ряда условий он может стать одним из инструментов.

Акция “За родной язык” подчеркивает опасность инициативы “Вису Латвияй!”. Она мобилизует граждан, которые выступают категорически против референдума. Кому-то из них, например, удастся убедить своего соседа или коллегу не идти и не голосовать против школ. Даже с точки зрения развития гражданского общества разнообразие мнений только поощряется.

Но стать одним из инструментов это может только в том случае, если инициаторы не увлекутся и не переведут свою инициативу из борьбы против реформы школ в борьбу против латышей или против Латвии. Как давно уже сделали представители “Вису Латвияй!”, которые, по сути, борются с русскими, а не за какие-либо блага для латышского населения страны. Пока же риск того, что ответная акция на референдум по школам станет такой же площадкой для радикалов, но только с другим родным языком - остается.

И это еще одна причина, почему “Центра Согласия” нет среди инициаторов сбора подписей. Мы будем всегда выступать против радикалов вне зависимости от их родного языка.
Ну, а пока инициаторам акции за “Родной язык” мы можем пожелать помочь всем нам сорвать референдум по школам и не сделать при этом никаких глупостей.

А “Центр Согласия” будет продолжать бороться против реформы школ своими инструментами. Например, работая в Сейме в составе второй по величине фракции и срывая все инициативы националистов. Или, работая в Рижской думе и показывая на своем примере, как латыши и русскоязычные могут вместе трудиться на благо всех рижан, каким бы у них не был родной язык, ремонтировать рекордными объемами школы и детские сады, увеличивать социальный бюджет или обеспечивать бесплатный проезд в общественном транспорте для пенсионеров. И то же самое делают представители “Центра Согласия” в других городах, где они находятся у власти. И таким образом убеждать граждан всей страны, что не надо тратить свое время и силы на создание новых национальных проблем. А вместо этого бороться вместе с проблемами экономическими и социальными.

И ради этого мы переживем даже то, что с разных сторон нас снова одновременно называют и “предателями” русских, и “предателями” латышей. Значит, мы все делаем правильно.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!