Foto: F64
День защиты детей (1 июня) в этом году был омрачен буквально со всего света поступающими сообщениями о росте безработицы среди молодежи. Однако в этом вопросе далеко не все так ясно, как кажется на первый взгляд.

Что скрывается за цифрами официальной статистики в Латвии и других странах Европы? Не разыгрывается ли карта безработицы среди молодежи в политических интересах? Такова тема нашей сегодняшней беседы на портале Delfi.

Два графика, которые пригодятся любому политику

Драматические речи о плачевном положении молодежи на рынке труда обычно основываются на двух графиках.

Во-первых, безработица среди молодежи в Латвии составляет 30%, что примерно в два раза выше, чем в других возрастных группах (см. рис. 1).


Источник: данные Центрального Статистического Управления Латвии

Рис.1. Безработица среди молодежи в Латвии по возрастным группам (в % от экономически активного населения)

Во-вторых, похожая картина наблюдается и в других европейских странах. На общем фоне особо выделяется Греция и Испания, где уровень безработицы среди молодежи неуклонно приближается к 50% (см. рис.2.). Примечательно, что прирост безработицы не смог остановить даже высочайший дефицит бюджета в этих странах (второй и третий по величине в ЕС, соответственно — 9.1% и 8.5% от ВВП в 2011 году). Пожалуй, это лучшая антиреклама так называемой "ответственной социальной политики" (это когда расходы бюджета превышают доходы, списывая долги на последующие поколения), которая якобы позволяет смягчить последствия кризиса. При этом не должно смущать, что такую "социальную ответственность" защищают не только некоторые политики, но и такие именитые экономисты как нобелевский лауреат Кругман в своем блоге газеты Нью-Йорк Таймс (раннее я уже писал, почему не всегда можно доверять политикам и даже именитым экономистам). Также можно отметить три страны с относительно низким (до 10%) уровнем безработицы среди молодежи — Германию, Австрию, Нидерланды: причины "чуда" в этих странах рассмотрим чуть ниже.


Источник: данные Евростат

Рис.2. Безработица среди молодежи (возрастная группа 15-24 лет) в 4 кв. 2011 г. (в % от экономически активного населения)

Эти два графика зачастую оказываются единственными в портфеле политиков, поэтому далее следуют эмоциональные речи о "потерянном поколении" и т.д. Не стоит удивляться, на таких речах обычно и строится имидж "государственника-хозяйственника", заботящегося о "благе народа". Именно вторым графиком руководствовался президент Еврокомиссии Баррозу, рассылая письма руководителям восьми стран ЕС (в том числе и Латвии) с призывом к срочному решению проблемы безработицы среди молодежи.

Как я уже указывал год назад, в действительности безработица среди молодежи распространена не более, чем среди остальных возрастных групп (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Латвийская молодежь (15-24 лет) на рынке труда в 1 кв. 2012 г., тыс.

Общее количество молодых людей

255

Неактивные (учатся)

155

Экономически активные (работают или ищут работу)

100

из них: работают

70

ищут работу

30

Источник: данные Центрального Статистического Управления Латвии

Поделив число безработных на число экономически активных, получаем печально известные 30% безработных. Однако вряд ли из-за 30 тысяч соискателей работы (из которых только 15 тысяч зарегистрировано на бирже труда — NVA), ярлык проблемы безработицы можно привесить ко всей молодежи Латвии (которой в стране 255 тысяч человек — и это уже после обработки данных переписи населения).

Что лучше для молодежи — учеба или работа?

Довольно часто (в основном со стороны мелких предпринимателей) слышны возгласы о необходимости вывести на рынок труда 155 тысяч школьников и студентов ибо "нечего протирать штаны за партой, когда работать некому". Если бы получение образования действительно можно было приравнять к протирания штанов, мы бы видели, что уровень безработицы при разном уровне образования практически одинаков. Однако, на самом деле, образование значительно сокращает риск остаться без работы (см. рис. 3), поэтому предложение о досрочном выходе молодежи на рынок труда (за счет учебы) поддержать никак нельзя.


Источник: данные Центрального Статистического Управления Латвии

Рис 3. Безработица в Латвии в зависимости от уровня образования в 1 кв. 2012 г. (в % от экономически активного населения)

Рассмотрим гипотетический пример. Если в стране учится 1% молодежи, остальные 99% могут достаточно хорошо устроиться на рынке труда. Во-первых, если большинство населения диплома не имеет, отсутствие корочки не является таким уж негативным сигналом для работодателя. Во-вторых, среди 99% обязательно будет много умелых и талантливых ребят. И наоборот, если бы училось 99% молодежи, среди оставшегося 1% безработными могли бы быть практически все — ведь предприниматель мог бы легко набрать себе высокообразованный персонал.

В рамках Европейского Союза эта закономерность позволяет полностью объяснить "чудо" Нидерландов, а также низкую безработицу среди молодежи в Германии и Австрии. Например, если бы в Латвии был такой же уровень экономической активности как в Нидерландах, в нашей стране безработица среди молодежи не превысила бы 10% (см. рис. 4).


Источник: оценка автора на основании данных Евростат

Рис.4. Безработица и экономическая активность среди молодежи в 4 кв. 2011 г.

Отрицательная зависимость между уровнем экономической активности и безработицей среди молодежи еще нагляднее видна в долгосрочном периоде (см. рис. 5).


Источник: оценка автора на основании данных Евростат

Рис. 5. Безработица и экономическая активность среди молодежи (в среднем с 1 кв. 2005 г. по 4 кв. 2011 г.)

К тому же, в некоторых странах (в тех же Нидерландах) у молодежи принято работать неполный рабочий день, что позволяет объединить работу с учебой. Естественно, что уровень занятости молодежи в таких странах будет выше, чем в Латвии, ведь мы еще не привыкли к эластичному рабочему графику. Поэтому нашей молодежи приходиться выбирать между учебой и работой на полный рабочий день (см. рис. 6).

Источник: оценка автора на основании данных Евростат

Рис.6. Занятость среди молодежи и удельный вес молодых людей, работающих неполный рабочий день в 4 кв. 2011 г.

Не будет особым преувеличением заключить, что в Латвии "безработица среди молодежи" как отдельная проблема вообще не существует. Это всего лишь точка соприкосновения проблем "безработица из-за неадекватного образования" и "региональная безработица". Поскольку эти проблемы затрагивают молодежь, постольку безработица распространена и среди молодежи. Однако эти две проблемы затрагивают молодежь не более, чем остальные возрастные группы.

Причина безработицы среди молодежи не связана с молодежью

Наиболее быстрый способ определить страны где "безработица среди молодежи" — проблема сама по себе (т.е., страны, где причина проблемы заключается именно в молодежи) — сравнить уровень безработицы в разных возрастных группах. При этом, число безработных делить не на экономически активных, а на все население соответствующей возрастной группы. Восемь стран, которым президент Еврокомиссии Баррозу направил письмо с призывом разработать комплекс мер для снижения безработицы среди молодежи на рис. 7 выделены красным цветом: кроме Латвии, это Литва, Ирландия, Греция, Испания, Италия, Португалия и Словакия. В ряде этих стран причина безработицы среди молодежи не связана непосредственно с молодежью. Если бы меня все же попросили назвать страну с проблемой "безработица среди молодежи", я бы назвал Великобританию: безработица среди молодых людей там распространена не только более, чем в Латвии, но и в 2.5 раза превышает показатель других возрастных групп.

Молодежь подвержена безработице меньше других возрастных групп

Молодежь подвержена безработице больше других возрастных групп

Источник: данные Евростат

Рис. 7. Безработица в отдельных возрастных группах, (в % от населения в данной возрастной группе)

Перераспределение фондов ЕС для борьбы с безработицей среди молодежи все же можно оценить позитивно при условии, что финансируемые проекты действительно улучшат образование и профессиональные навыки молодых людей (а не трудоустроят одну группу рытьем канав, в то же время как другая группа будет эти канавы зарывать, таким образом, улучшая статистику занятости на короткий период). Причем созданные рабочие места не должны быть низкоквалифицированными. Ведь ничто больше таких работ не демотивирует совершенствовать трудовые навыки, а значит, в последствии — увеличивает количество обращающихся за социальной помощью (см. рис.3.). К тому же, значительную часть трудовых навыков (для реальной жизни, а не для оценок) необходимо осваивать уже в средней школе. Было бы смешно (если не было бы так грустно), если после 12 лет проведенных в школе, молодые люди идут прямиком на курсы компьютерной грамоты, иностранных языков и написания CV.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!