Фото: DELFI
Совсем недавно Латвия входила в число мировых рекордсменов по количеству студентов на 1000 жителей. Как количество может ухудшить качество?

Число студентов в Латвии по-прежнему одно из самых высоких в Европе. После восстановления независимости новые учебные заведения с весьма академическими названиями стали появляться как грибы после дождя. В большинстве из них преподавали социальные науки с уклоном на управление бизнесом, экономику и профессии, которые казались модными — политолог, психолог, специалист по общественным отношениям.

Например, в 2008 году 54% латвийских студентов изучали социальные науки (в среднем по ЕС — 34%). Из них экономику и управление бизнесом — 35% (в ЕС — 16%). Увеличение числа студентов, изучающих социальные науки после восстановления независимости, можно считать логичным, так как это показывает падение "железного занавеса" и приход в Латвию новых (востребованных) знаний. Похожие тенденции наблюдаются и в других странах Восточной Европы. Но, похоже, в Латвии эта тенденция была частично преувеличена: почему бы не открыть новое учебное заведение, когда затраты на изучение социальных наук низки (по сравнению с искусством или медициной), а очередь кандидатов чуть ли не бесконечна? Тем более, что работа в финансовом секторе и предпринимательстве вошла в моду. Высшее образование в Латвии частично стало бизнесом со всеми вытекающими положительными и отрицательными последствиями.

Одновременно с позитивным влиянием увеличения числа студентов (знания — краеугольный камень развития народного хозяйства), к сожалению, могла появиться и негативная черта. Из-за платного образования вузам стало невыгодно отчислять слабых студентов. Это особенно актуально в частных вузах, которые в большей степени зависят от платы за учебу. Ситуация когда большинство студентов не может все время посвятить учебе, так как одновременно надо получать опыт работы и зарабатывать, может плохо отразиться на стандартах образования. Даже если не изменять формальные требования, меньшие усилия студентов могут проявиться как спад уровня знаний и, что еще важнее, полученных навыков (которые трудно проверять на экзаменах).

Как количество может способствовать качеству?

Высшее образование и наука — это отрасли народного хозяйства, в которых имеется положительная отдача масштаба. Это значит, что, увеличив число студентов, можно добиться учебных достижений при меньших затратах. Средние расходы не меняются, а положительная отдача позволяет каждому студенту достигать лучших результатов в учебе и исследованиях. Но положительной отдачи можно добиться не только за счет увеличения числа студентов в аудитории или учебном заведении, но и за счет кооперации вузов, создания единого информационного, идейного пространства для исследователей, преподавателей и студентов. В наши дни этого лучше всего добиться при помощи средств электронной коммуникации и баз данных (например, у студентов ЛУ недавно появилась возможность подключаться к электронным базам данных научных статей и вне стен университета). При этом значение международных конференций, командировок и классических библиотек постепенно уменьшается.

Нередко нехватка информации о том, какую дипломную работу пишет студент другого вуза, заставляет некоторых заново придумывать колесо. Мировое информационное пространство настолько насыщено, что один человек не может долго следить за всеми научными публикациями даже по узкой проблематике. При помощи кооперации студенты могли бы добиться лучших результатов в исследованиях. Следует отметить, что надо поддерживать не только кооперацию латвийских вузов, но и сотрудничество с вузами Эстонии, Литвы, других стран ЕС и СНГ.

Почему у латвийских вузов "низкий рейтинг"?

Согласно международному рейтингу вузов Webometrics, три литовских и два эстонских вуза входят в 1000 лучших учебных заведений мира. Ни один латвийских вуз не попал в первую тысячу. Латвийский университет занимает 1004-е место. Но это не значит, что латвийские стандарты образования существенно ниже, чем литовские или эстонские. Возможная причина — сравнительно маленькое число публикаций в интернете на английском языке. Общая проблема стран Балтии в том, что вузы слишком маленькие, чтобы получить хорошие места в рейтинге, где учитывается число сайтов, файлов и общих ссылок. Эти критерии зависят не только от качества, но и от масштабов. Чем больше в вузе преподавателей и студентов, тем больше публикаций. Чем больше они используют английский язык, тем больше за ними следят зарубежные исследователи, ставя на них ссылки. Судите сами: согласно Webometrics, 45 из 50 лучших вузов находятся в США, еще 4 — в Великобритании и Канаде. Лучший университет Германии занимает только 100-е место. В свою очередь страны, плохо интегрированные в мировое информационное пространство, например, Беларусь и Казахстан, в этом рейтинге смотрятся намного хуже Латвии. Ярким примером в этом смысле является Армения. American University of Armenia в рейтинге занимает 2265-е место (у этого вуза сайт только на английском языке). Затем идет Russian Armenian State University с 3352-м местом (сайт на русском языке с переводом на армянский и английский) и Yerevan State University с 4392-м местом (сайт на армянском языке с переводом на русский и английский). Сомневаюсь, что такая большая разница получается только из-за качества обучения. Хотя бы частично это связано с языком научных публикаций и интенсивностью использования интернета в этих вузах.

Научное пространство является глобальным. За счет глубокой интеграции вузы не только получат пользу для себя, но и внесут вклад в мировую науку. Но если значительная часть научных публикаций латвийских исследователей и впредь не будет доступна на хорошем английском языке с бесплатным и неограниченным доступом в интернете, это плохо отразится на узнаваемости и престиже латвийской науки, а также позициях вузов в мировых рейтингах.

Образование с основ

Хотя вузы играют важную роль в развитии народного хозяйства, кузницей будущего страны являются средние школы, через которые проходит практически каждый житель. Результаты исследования, которые были опубликованы в издании Averss un Reverss в 2009 году, показывают, что для Латвии на фоне стран ЕС характерна довольно высокая эффективность затрат системы образования. Хотя число учителей велико, им платят низкую зарплату, что не позволяет ярким показателям количества проявляться в качестве — достижениях учеников. Это свидетельствует о возможностях улучшения системы образования, используя опыт стран, которые нас обошли по эффективности и качеству системы образования (например, Эстонии). Однако очевидно, что на зарплате учителей экономить больше нельзя, так как вклад педагогов (квалификация, мотивация, отдача) является решающим для качества учебы.

Определенное значение имеет число учеников в классах и количество учителей на 1000 учеников. Но это не решающие факторы. Например, в Финляндии число учителей на 1000 учеников в полтора раза меньше, чем в Литве, но достижения учеников (согласно данным тестов Международной программы оценки студентов за 2006 год) значительно выше. Низкая плотность населения и необходимость обеспечивать образование в отдаленных районах не мешают эффективному высшему образованию и высоким достижениям, хотя СМИ часто утверждают обратное. Например, в Финляндии плотность населения в три раза ниже, чем в Литве. В ближайшее время Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) представит результаты Международной программы оценки студентов за 2009 год, которые позволят  судить о достижениях латвийских школьников и динамике эффективности среднего образования.

Перевод DELFI. Оригинал здесь

Любуйтесь латвийской природой и следите за культурными событиями в нашем Instagram YouTube !