Foto: Privātais arhīvs
Я тщательно изучил планируемые изменения в законе, которые предусматривается ввести в рамках налоговой реформы. Хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты, которые меня беспокоят. Эти аспекты затронут многих налогоплательщиков, однако, как мне кажется, о всех последствиях еще никто не удосужился задуматься.

Начну с изменений, которые могут затронуть большую часть общества, а именно, работающих физических лиц. У каждого работника, получающего официальную зарплату, есть не облагаемая налогом часть зарплаты. На данный момент это 60 евро в месяц — установленный государством, не облагаемый налогами минимум. Каждый месяц, начисляя зарплату, бухгалтер предприятия не удерживает налог с этой суммы.

В свою очередь положения правил Кабинета министров предусматривают, что работники, чьи доходы в 2017 году не превышают 1100 евро в месяц, могут претендовать на больший не облагаемый налогом минимум, чем упомянутые 60 евро. Для того, чтобы этот минимум был применен, в конце года необходимо заполнить годовую декларацию о доходах. Если налогоплательщику причитается больший необлагаемый минимум, это означает, что он заплатил слишком большую сумму в виде налогов и государство должно ему эту переплату вернуть. Упомянутый порядок был введен совсем недавно — в 2016 году. Мой опыт показывает, что не все до конца поняли этот порядок, однако на данный момент вводится новый, на мой взгляд, более сложный порядок применения необлагаемого минимума.

С 2018 года планируется необлагаемый минимум в размере 60 евро в месяц отменить. Вместо этого для каждого работника Служба государственных доходов применит прогнозируемый ежемесячный необлагаемый минимум на основании исторических данных о доходах работника. Например, ежемесячный необлагаемый минимум работника в период с января 2018 года по июль 2018 года будет установлен на основании данных о его доходах за период с 1 октября 2016 года по 30 сентября 2017 года. Если же зарплата работника значительно увеличилась, то это означает, что теперь следует применять меньший ежемесячный необлагаемый минимум.

В результате в конце года налогоплательщиков ждет неприятный сюрприз — СГД запросит вернуть разницу. Допускаю, что в глазах работника виноватым будет работодатель и бухгалтер предприятия, который, якобы, не в состоянии правильно начислить сумму оплачиваемых налогов. Однако бухгалтер обязан выполнять расчеты в соответствии с предоставленными СГД данными, которые бухгалтер изменить не в силах. Более того, планируется, что СГД будет рассчитывать прогнозируемый ежемесячный необлагаемый минимум два раза в год — до начала января и до начала августа. Это в свою очередь означает, что бухгалтеру два раза в год для каждого работника предприятия придется в своей системе бухгалтерского учета менять сумму ежемесячного необлагаемого минимума. Можно только представить, какой объем работы ожидает бухгалтеров предприятий, где необходимо обслуживать несколько сот или тысячи работников.

В аннотации к законопроекту написано, что целью этих изменений является обеспечение того, чтобы к налогоплательщикам применялся соответствующий необлагаемый минимум уже в течение подотчетного года, а не заниматься возвратами налога по окончанию года на основании годовых деклараций о доходах. С моей точки зрения, эта цель не будет достигнута, поскольку прогнозируемый ежемесячный необлагаемый минимум будет установлен на основании исторических данных. Более того, не только СГД придется возвращать переплаченный налог, но и многим налогоплательщикам придется дополнительно перечислять налоги в бюджет в конце года. К тому же дополнительная административная нагрузка ляжет не только на плечи работодателей и работников, но и СГД.

Добиться, того, чтобы предприятие стремилось реинвестировать прибыль

Неудержание налога на прибыль в отношении реинвестированной прибыли — это возможность для предприятий сохранить в своем распоряжении необходимые средства, которые можно вложить в развитие предприятия. Реинвестирование — это вложение заработанных денег, например, в приобретение нового производственного оборудования, привлечение дополнительной рабочей силы, освоение новых рынков. Реформа налога на прибыль предусматривает: пока прибыль предприятия не распределена, налог на прибыль не надо платить, и вся сумма остается в распоряжении предприятия с возможностью вложить ее в развитие. Идея хорошая и заключается в следующем: если предприятие реинвестирует, то зарабатывает еще больше и в долгосрочной перспективе выплачивает в виде налогов большую сумму.

Это эстонская система, которую мы сейчас перенимаем. Однако, было бы неплохо, если бы мы не только перенимали чужой опыт, но и учились бы на чужих ошибках. Напомню, что эта эстонская система была введена в далеких 2000-х годах. Исследования эстонской системы свидетельствую о том, что многие предприятия заработанные деньги, с которых не удержан налог на прибыль, не вкладывают ни в производственные активы, ни в развитие компании, а хранят как ликвидные активы, в том числе держат деньги на банковских счетах. Если такое же будет происходить и в Латвии, то никакого толка от изменения налогового режима не будет. Даже хуже, если предприятия свою прибыль, с которой не удержан налог на прибыль, массово вложат в недвижимое имущество, это может привести к появлению очередного "пузыря" цен на недвижимость. В спешке разработанном новом законе о налоге на прибыль, эти риски по-видимому во внимание не были приняты. Поэтому пока закон еще не вступил в силу, следует тщательно подумать, действительно ли будет достигнута цель нового закона, и, например, не следует ли ввести также и защитные механизмы.

Неравенство между предприятиями и самозанятыми лицами

Меня беспокоит тот факт, что никто сегодня не говорит о том, что планируемая реформа в плане налогового и административного бремени существенно ухудшит конкурентоспособность самозанятых лиц (лиц, ведущих хозяйственную деятельность) по сравнению с предприятиями (например, акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью). Реформа налога на прибыль предусматривает, что предприятия в следующем году могут не платить налог на прибыль, тогда как у самозанятых лиц такой возможности не будет.

Более того предприятиям больше не надо платить авансовые платежи по налогу на прибыль, а самозанятым лицам все еще придется выполнять авансовые платежи по налогу. И дополнительно планируется ввести для самозанятых лиц ограничение связанных с хозяйственной деятельностью расходов в размере 80%. Для тех, кто ведет бухгалтерский учет по системе двойной записи, планируется также ввести минимальный подоходный налог, который начисляется с 20% от общей выручки самозанятого лица. Более того этот налог надо платить даже в том случае, если самозанятое лицо в соответствующем году понесло убытки, что, с моей точки зрения, вообще противоречит принципу подоходного налога.

Принимая во внимание тот факт, что самозанятых лиц тысячи среди представителей различных профессий, следует еще раз серьезно проанализировать и внести соответствующие изменения. В противном случае от налоговой реформы может пострадать значительная часть самозанятых предпринимателей.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!