В Беларуси 19-го декабря, в канун Рождества, состоялись очередные "выборы". Чуда не случилось — в который раз Лукашенко Александр Григорьевич, бессменный "батька" белорусов, подтвердил свое право распоряжаться страной по своему усмотрению.

На этот раз все прошло более гладко, чем обычно, даже несмотря на словесные перепалки с Кремлем, жизнь в кредит и несостоятельность экономической модели, даже несмотря на усталость людей от "вертикали". Понадобились кратковременное, но брутальное применение силы против мирных сторонников перемен, журналистов (причем, даже российских) и, конечно же, традиционная фальсификация результатов голосования (и снова до безумных цифр). В результате — снова было "доказано" "воистину всенародное" признание власти. Нет сомнений, "элегантная победа" была подготовлена Администрацией Президента РБ совместно со спецслужбами грамотно и заблаговременно.

"Крысиные бега" слабых или контролируемых оппозиционных кандидатов, удачная интрига с Евросоюзом, сделка с США по урану и временное перемирие с Кремлем, полный, даже гипнотический контроль над бюрократией и силовиками — все это гарантировало ошеломительный успех Лукашенко. Те 30-40% белорусов, которые хотели перемен здесь и сейчас, были изначально лишены шансов на консолидацию и эффективную конкуренцию с существующей системой и молчаливым большинством. Они были расколоты, просто подавлены: подавлены из-за полной политической импотенции оппозиции, ее неспособности договариваться друг с другом, пассивной позиции Евросоюза, беспардонности и двойных стандартов Кремля.

За несколько месяцев до выборов некоторые стали надеяться на Россию, полагая в растущем конфликте Лукашенко и Путина-Медведева реальную возможность хоть каких-то изменений. Многих других увлекла чудесная перспектива европеизации Беларуси самим режимом Лукашенко. Но предновогоднее соглашение о едином экономическом пространстве охладило пыл одних, а рождественское избиение мирных демонстрантов, в том числе старых женщин, заставило призадуматься других. Чуда не произошло.

Как обычно, Кремль использовал выборы в Беларуси для жесткого продавливания своих интересов, используя при этом методы экономического давления, машину пропаганды и часть белорусской оппозиции. Как только Россия достигла своих целей, Рыгоравич публично преклонил колени и подписал нужные бумаги — он получил индульгенцию на еще несколько лет бесконтрольного правления в своей стране. Имея благословение на новый срок в кармане, Рыгоравич получил возможность уже в день голосования показать свою силу — просто оторваться на мирных демонстрантах, измордовав их в кровь. Тем самым он доставил удовольствие себе, своим цепным псам и кое-кому в России — тем, кому только в страшном сне может присниться какая-либо демократия в Беларуси.

Оказалось, Лукашенко — не бронзовый солдат, которого легко отправить на кладбище истории. За 16 лет его нахождения у власти это пробовали сделать все. Против белорусского президента выступали его бывшие соратники и недовольная номенклатура, но все они были разгромлены, убиты, посажены или высланы из страны. Пробовали бороться с "батькой" и американцы, и европейцы, помогавшие оппозиции в начале этого столетия, и россияне — уже в этом году. Но результат остался прежним. Рыгоравич оказался гнущимся, но не ломающимся оловянным солдатиком истории в советском мундире и с советским мировоззрением, пережившим свою империю на десятилетия.

Животная интуиция, беспринципность и безграничная воля к власти Лукашенко, кстати, отвечающие представлениям Макиавелли об идеальном политике, не дают его соперникам ни единого шанса на победу. Отстроенная им вертикальная система власти в стране, в которой все — бюрократия, силовики, суды, пресса, национальный бизнес — полностью зависят только от "батьки", не дают альтернативам даже возможности закрепиться в белорусской политике и общественном сознании. Он контролирует все внутри страны. И это объективно делает его утверждение "мы — в одной лодке", адресованное своим людям, актуальным для всего белорусского народа.

В этой ситуации выглядят несколько наивными утверждения ряда аналитиков и политиков на Западе, что оппозиция в Беларуси — слабая, что народ доволен своим "батькой", а потому Лукашенко — неизбежное зло и с ним надо считаться. Якобы надо принять Беларусь такой, какая она есть, и далее путем длительного взаимодействия с режимом добиться изменений к лучшему. Господа, вашу мотивацию конечно, можно понять. Но почему это европейцы или американцы должны во время кризиса в своих странах думать о какой-то Беларуси? Почему бы белорусам не заняться своей собственной проблемой самостоятельно?

Ясно, что каждый в современном мире сам за себя. Да и если задуматься и представить, в какой шизофренической ситуации находится ЕС в вопросе Беларуси, им не позавидуешь. С одной стороны, если Евросоюз поможет сместить Лукашенко, следующим лидером Беларуси в нынешних обстоятельствах гарантированно станет марионетка Кремля. А марионетка эта первым делом поломает геополитическую игру Запада по непризнанию оккупированных грузинских территорий. С другой же стороны, если ЕС "сохранит" Лукашенко, то Европа кроме репутационных потерь за "поддержку диктатора" (а репутация ЕС, как самостоятельного геополитического игрока, и так уже запятнана) получит еще и постоянные внешнеполитические провалы на восточном направлении.

Но еще древние греки прекрасно понимали, что полис, охваченный вирусом тирании, не способен сам освободиться от него, если тиран хитер и умен. Ибо этот вирус опасен тем, что нестабилен и имеет свойство распространяться на соседей. Сегодня тиран может быть пушистым зверьком, желающим европейской ласки, а завтра станет диким зверем, кусающим протянутую ему руку помощи. Непредсказуемость и неспособность к переговорам — вот ключевые характеристики такого типа лидеров, причем в любую эпоху.

К сожалению, Беларусь сегодня и есть этот самый полис, пораженный вирусом тирании, а Лукашенко — хитрый, умный и очень опытный тиран, у которого нет иного выхода, кроме как держаться за власть до конца. Все это может привести к тому, что через 10 лет мы сможем увидеть Кубу или даже Северную Корею прямо в центре Европы… хотя, может быть, мы ничего и не увидим — лишь Северо-Западный регион Российской Федерации.

Совершенно понятно, что Лукашенко не будет менять ту систему, которая так идеально под него заточена. Но задумаемся: нужен ли ЕС, США и всему западному миру такой "подарок", способный продать оружейный уран Ирану, оружие ФАРК, другим палестинским боевикам или даже Бирме? Территория в центре Европы, где может происходить все что угодно и никто — ни США, ни ЕС, ни Россия не в силах этому помешать.

Пока мы видим, что пассивная позиция Евросоюза, попытки говорить с Лукашенко цивилизовано и расчеты склонить его к переговорам лишь укрепляют власть Лукашенко и отнюдь не способствует переменам в стране. То же делает и моральный релятивизм Кремля, который не верит Лукашенко, но уже научился его использовать в своих интересах. Но, господа в Кремле, ваш выигрыш временный, а вот ущерб — постоянный. Зрите в корень!

А надо бы вести себя иначе — более принципиально и последовательно. Ведь механизмов воздействия более чем достаточно. Но заработать они смогут лишь при солидарных усилиях внешних игроков, а не при нынешней ситуации, когда "кто в лес, кто по дрова". О необходимости единых усилий говорили и древние греки, полагавшие возможным вылечить зараженный тиранией полис только при совместных усилиях городов-соседей.

"Кого поддерживать?" — спросят многие. Где двигатель перемен в Беларуси? Ведь за все это время народ, за исключением ограниченных групп несогласных, не делал ни одной серьезной попытки изменить статус-кво в своей стране. И даже группы несогласных, в принципе, не имели шансов на что-то влиять в жесткой авторитарной системе, любовно сконструированной Рыгоравичем под себя. И ведь правда, белорусы — вернее, их молчаливое большинство — еще не вступили в битву за Беларусь, видимо, считая, что "от добра добра не ищут", довольствуясь тем минимумом социальных гарантий и возможностей, пресловутым "советским равенством", которые дает им система Лукашенко.

Однако нельзя судить белорусский народ строго. Для него, действительно, советская система позднего образца оказалась не самой худшей, при которой он жил. Переходный период начала 1990-х гг. стал просто шоком, в котором Лукашенко стал спасителем, эдаким "Христом во плоти". И до сих пор Лукашенко выражает интересы значительной части белорусов, а интересы эти весьма просты и очевидны: "хотим, чтобы все было, как было"…

Выразителями таких интересов, в основном, являются homo soveticus — люди старшего поколения. Постепенно они стареют и выходят на пенсию, уже не производя ничего и лишь потребляя. Поэтому и экономика Беларуси по-прежнему живет, то есть, выживает за счет дотаций. Единственный шанс Беларуси — это ее молодое поколение с совсем другими смыслом и стилем жизни, и оно постепенно заявляет о себе сегодня. Они выросли в больших городах, обладают современным технократическим мышлением и европейским культурным кодом. Именно молодые белорусы — залог того, что когда-то у ЕС будет надежный и предсказуемый партнер на восточной границе.

Но, как всегда, есть проблема. С каждым годом существования системы Лукашенко потенциал нового поколения объективно снижается. Наиболее активные вынуждены уезжать или уходить во внутреннюю эмиграцию, люди просто разуверились в возможности добиться справедливости, реализовать себя, быть востребованными в своей стране. Школьники и студенты подвергаются промывке мозгов. В лучших советских традициях работают пропаганда и КГБ, уничтожая энтузиазм наиболее самых сознательных, ответственных и перспективных белорусов.

Но исторический процесс не в силах остановить даже Рыгоравич, ведь он всего лишь часть истории, один из ее персонажей. И время "батьки" уходит. Любой оловянный солдатик, даже самый стойкий, не может вечно оставаться в строю. Дети, которые играют в солдатики, вырастают и оставляют своих служивых в темных кладовках. Также растет, обновляется и белорусское общество, белорусы уже осознают себя самостоятельной нацией, совсем чуть-чуть, и настанет время, когда они захотят большего, чем просто "стабильности" и "порядка". Они захотят возможностей, новых горизонтов, справедливости по закону, а не по понятиям, европейского будущего. И тогда ситуация изменится, и активное молодое меньшинство возьмет в руки будущее своей страны, а Лукашенко найдет свой чулан истории.

Лучшее, что Запад может сделать для будущего Беларуси — это поддержать новое поколение белорусов. Не словами, а реальными делами. Шаги просты, какими бы тяжелыми они не казались евробюрократам.

Шаг 1 — отмена виз в ЕС для белорусов. Свободный визовый режим с Евросоюзом — ключевой фактор раскрепощения белорусского народа.

Шаг 2 — поощрение европейского образования для молодых белорусов. Чем больше белорусов получит образование в европейских университетах, тем проще и быстрее можно будет провести реформы и трансформировать Беларусь в полноценное европейское государство.

Шаг 3 — поддержка гражданской активности молодежи, как в Беларуси, так и за рубежом, поощрение объединения молодых белорусов в социальные сети для солидарных действий на благо своей страны. Это создаст ту силу, которая станет мотором перемен, с которой будет считаться как Лукашенко, так и белорусский народ. Люди не могут игнорировать волю своих детей и внуков.

Шаг 4 — развитие экономических отношений с Беларусью на принципах увязывания инвестиций и доступа к европейским рынкам с защитой фундаментальных ценностей и прав человека в Беларуси. Пока Евросоюз не может похвастаться никакими успехами в этом, потому что проводит откровенно "беззубую" и не принципиальную политику в этой области.

Шаг 5 — интенсивная распространение в Беларуси европейских технологий организации общества и институтов через проведение стажировок представителей госсектора Беларуси в странах ЕС и взаимные интенсивные контакты между специалистами.

Лукашенко — не бронзовый солдат! Он живой человек со своими проблемами и жесткий политик со своей ахиллесовой пятой.

Тем, кто хочет заменить такого "спасителя" нации, необходимо иметь в виду следующее. Надо быть не менее жестким и сильным, чем он и его система, чтобы сначала потеснить их в безраздельном владении Беларусью, а затем и сменить вектор развития страны на европейский и модернизационный. Никакие имитации борьбы, игры с внешними силами и интеллигентские паркетные расшаркивания здесь не уместны.

Только опора на передовое меньшинство белорусского народа, целенаправленная системная работа с ним, нахождение собственной ресурсной базы и лояльных ее идеям представителей номенклатуры, жесткая и последовательная конкуренция за влияние в стране — только это может принести желаемый успех. И надо понимать: в этой игре нет правил. Во всяком случае, Лукашенко о них не в курсе. Поэтому надо быть готовым ко всему и твердо следовать своей цели.

Статья была опубликована на портале rus.delfi.ee.

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!