Foto: PantherMedia/Scanpix
Ни для кого не секрет, что на выборы ходят в основном представители старшего поколения. Мое поколение, дети, чье детство пришлось на 80-е годы прошлого века, выборы если и не игнорирует, то относится к ним достаточно индифферентно…

Хорошо, если один из пяти сходит и проголосует. Да и то не на любых выборах, а только на больших, парламентских. О выборах в местное самоуправление нечего и говорить. «А что, были какие-то выборы? Извини, старик, не заметил. Некогда глупостями заниматься». Кто помладше, вообще ничем не интересуются. Политическая активность на нуле. И я как-то считал это само собой разумеющимся. Ну, ходят старики на выборы, голосуют там, за кого скажет телевизор – и пусть их.

Потом по всему миру грянули «твиттерные» революции. У нас народ вышел на улицу – кто с красными флагами, кто с государственными, кто вообще без флагов. Оказалось, что народ по-прежнему интересуется политикой. Ведь вышли как раз те, кто политику традиционно игнорировал все предшествующие годы. Народ вышел на улицы в США и в России. И опять та же картина, обратная тому, что можно видеть на выборах – голосовать ногами вышла молодежь. И вот тут-то я и задумался: почему? Что не в порядке с существующей политической системой? С властью?

Ответ оказался прост, как мычание: она несовременна. Она устарела и не выполняет своих функций. Общество ушло вперед, а власть осталась далеко позади. И что самое страшное – она этого не осознала. Они еще по инерции устраивают какие-то «встречи с избирателями», «совещания», «круглые столы». Пожимают друг другу руки под прицелом телекамер. Дурью маются, не понимая, насколько смешны со своими обезьяньими ужимками, со своими клоунскими партиями, комитетами и комиссиями.

Мир меняется, и меняется слишком быстро. Еще каких-то пять-десять лет назад казалось, что все устаканилось. Кое-кто даже говорил о «конце истории». Насаждение идеологии безудержного потребления прошло успешно. Горизонтальные связи между людьми ослабели, превратив людей в «атомы», не связанные между собой. Люди могут годами жить в одном доме, на одной лестничной клетке, и не знать, как зовут соседей. Общество распалось. Каждый сам по себе, и уверен в своей Яркости™ и Исключительности™. «Л’Ореаль, ведь ты этого достойна». С точки зрения властей – идеальная картина. Никаких бунтов, никаких революций. Если и взбрыкнет кто – сразу закатаем, одиночка против системы не потянет. Гайки можно закручивать до упора.

И тут грянуло, откуда не ждали. Интернет пришел в каждый дом, в каждый мобильник. Социальные сети объединили людей в новую общность, доселе неизвестную и людям несвойственную. Оказалось, что сеть формирует ментальное пространство, да не одно, а множество, и эти пространства объединяют людей. Это своего рода «рой», совокупность мыслящих «атомов».

Люди немного пообтерлись, попривыкли – и поняли, что не одни. Что каждый, от кактусовода до копрофага, может найти себе круг общения по интересам. А еще оказалось, что можно узнать мнение тысяч людей по любому поводу с минимумом затрат и за короткое время. И для этого вовсе не требуется куда-то ходить и опускать конверт в урну. Пара кликов мышкой – и дело в шляпе.

Занятый выше головы делами человек искренне не понимает, зачем его пытаются выгнать из дому. Когда доведенный, обнаглевшей от безнаказанности властью человек выходит на улицу, он недоволен прежде всего тем, что ему приходится отрываться от дел. И тратить драгоценное время на то, чтобы ретрограды в креслах заметили, что он существует. Как будто в «Фейсбук» нельзя зайти. Это дико и смешно.

«Рой» вышел на улицы по всему миру. Власть по привычке попыталась сделать то, что делала всегда: купить или запугать лидеров. И с удивлением поняла, что их, лидеров-то, нет! Оказалось, что им противостоит армия без генералов. И вот уже мэр Нью-Йорка Блумберг разводит руками и говорит: «У них не с кем разговаривать, у них нет руководителей».

Ему вторит Путин, говоря: «Нет общей платформы, там не с кем разговаривать». Они все еще мыслят парадигмой обезьяньего стада, где есть высокоранговые особи, есть низкоранговые, и обязательно, непременно должен быть вожак. А какой вожак у «роя»? Как можно заслать стукачей и провокаторов в движение, которое никем не управляется? И как с этим «роем» разговаривать? А ведь не найдешь с ним общего языка – и привет, добро пожаловать на площадь Тахрир.

Власть забуксовала. Она оказалась к такому просто не готова. Вертикальная структура, с движением сигналов вверх и решений вниз, просто не успевает реагировать. Ей нечего противопоставить сетевому обществу. Оказалось, что те, кого она уже привычно считала серой, безликой и безголосой массой, тоже имеют свое мнение. Да не просто имеют, а выражают открыто и четко. И политики все чаще слышат в свой адрес: «Вы надоели, пошли вон!» Устои зашатались и кое-где грозят рухнуть. В сравнении с тем, что грядет, то, что уже было – цветочки.

Пока что политиков спасают две вещи. Во-первых, то, что «рой» неспособен принимать решения. Все, на что его хватает, это демонстрировать свое недовольство. Чего «рой» хочет, он еще не знает. Он даже не всегда знает, чего не хочет. А во-вторых, есть еще очень много тех, кто к «Фейсбуку» не приобщился. Вот их еще можно кормить сладкими розовыми помоями через телеприемники. Они голосуют за тех, кого им показывают.

Но это ненадолго: пройдет еще пять, от силы десять лет, и традиционная политика, с вопящими с трибун бабуинами в пиджаках, уйдет в небытие. Придет новая политика, где не будет никаких вожаков. Никаких лидеров – только выразители мнения. Те, кто сможет понять желания «роя», вербализовать их, сформулировать, и станут политиками нового поколения. Не они будут принимать решения, а «рой».

Технически это осуществимо уже сегодня. Дело за малым – отправить стариков на пенсию. Пусть внуков нянчат в деревне. Те, кто поумнее – уйдут сами. Не сдадут власть добровольно – «рой» жалости не знает. Каждый по отдельности, может, и пожалеет, а все вместе – закусают насмерть.

Общеизвестный, между прочим, факт: чтобы общество было стабильным, элита должна качественно отличаться от подданных. Даже когда элита такая же, как подданные, это еще так-сяк. А вот когда элита ощутимо хуже поданных и уступает им во всем, кроме близости к рычагам власти, это уже революционная ситуация. Верхи не могут, а низы не хотят.

Что будет дальше, я не знаю, не пророк. Знаю одно – скучно точно не будет. Плохо это или хорошо, нам выпало жить в эпоху больших перемен. С чем я вас и поздравляю.

P. S. Не хочу впадать в ересь конспирологии, но события последнего года вызывают у меня стойкое ощущение, что кто-то научился управлять «роями». То есть не то чтобы управлять – слово «управление» тут не подходит. Скорее – направлять его в нужную сторону. Непрямыми действиями, исподтишка.

Автор участвует в дискуссии на портале IMHOClub.lv

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!