Foto: AP/Scanpix
Никто не говорил, что жизнь справедливая штука. В разговорах со скандинавами об истории Латвии я иногда говорю: вы живете на правом берегу Балтийского моря, а мы — на неправильном. Правда, по-английски это звучит лучше.

Если же говорить не так глобально и не в таких исторически растянутых категориях, то может показаться несправедливым, что грекам списали часть долга (и, скорее всего, спишут еще), тогда как мы продолжаем платить. Можно возразить: свои (государственные) долги платят итальянцы и ирландцы, у которых соотношение долга к ВВП почти в три раза выше, чем в Латвии. Греки несписанный долг отдать просто не могут, и не смогут отдать даже урезанный долг. Нет смысла просить деньги, которые должник отдать не может.

Жителям Латвии, которые не в состоянии отдать долги и пройдут через процесс неплатежеспособности, тоже спишут часть невыплаченного долга. С момента начала кризиса коммерческие банки списали уже сотни миллионов латов, выданных в кредит частным лицам и предприятиям, а разницу покрыл перевод "свежего" капитала от владельцев банков в Северных странах. Поэтому говорить о том, что никакого списания долгов не было, неверно. Следует также добавить, что большая часть внешних долгов Латвии по-прежнему частная, а не публичная.

У Греции было гораздо больше возможностей наделать глупости, чем у Латвии. Трудно представить другой такой случай в истории, когда стране дали возможность настолько легко оказаться под горой невыплаченного долга. История греческих финансов с 2001 года — результат уникальных совпадений.

Была создана единая валютная зона, в которую вошли суверенные государства, и ее авторы, очевидно, не очень понимали, что они делают. Долговые бумаги всех стран ЕС Европейский центральный банк трактовал как равноценный залог, финансировал операции коммерческих банков и буквально подталкивал их скупать все, что греки только могли предложить финансовым рынкам. К тому же греческие политики умудрились сфальсифицировать важные макроэкономические данные своей страны. Каким бы ни было будущее еврозоны, ясно, что такие глупости больше допускать не будут.

Старейшая демократия мира таким образом получила возможность 10 лет пожить лучше, чем она того заслуживала. Однако я не думаю, что это сделало Грецию счастливее или увеличило ее возможности долгосрочного развития. Наплыв кредитных денег стимулировал деиндустриализацию, то есть, пока уровень жизни рос, способность страны долгосрочно обеспечить хотя бы уровень 2001 года снижалась. Потоки незаработанных денег привели к развитию коррупции и "честного" политического патронажа, как будто таких вещей у греков до сих пор не хватало.

Психологические тесты показывают, что люди чувствуют себя более несчастными, если у них был миллион и они потеряли 900 тысяч, чем тогда, когда у них вообще ничего нет. Взрывы эмоций в тот момент, когда Латвия заваливалась в период экономического спада, это прекрасно иллюстрируют. Сегодня в Латвии средний уровень реального дохода выше, чем когда бы то ни было в истории, за исключением короткого периода кульминации пузыря недвижимости. И, в отличие от греков, у нас очень хорошие шансы в ближайшем будущем снова заметно улучшить уровень жизни.

Наш экспорт товаров и услуг на одного жителя уже сегодня выше; мы не полностью зависим от импортированной энергии; мы экспортеры, а не импортеры главных зерновых культур; и этот список можно продолжать. Если мы можем с уверенностью смотреть в обозримое будущее, то Греции придется постараться, чтобы избежать гуманитарной катастрофы.

Поверьте, даже полное списание долгов стало бы для них слабым утешением. Кризис, драма, трагедия, хаос и апокалипсис — все это греческие слова.

Перевод с латышского — DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!