Собирается ли правящая коалиция принимать бюджет на следующий год? Вопрос отнюдь не риторический. Давайте вспомним, как развивались события.

Во времена Кабинета Калвитиса денег было много — дешевые кредиты, средства из фондов ЕС. Финансовый пузырь надувался, плодились все новые чиновничьи места, шальные деньги проедались. Грянул кризис, пузырь лопнул. Калвитис не смог и не захотел действовать иначе. Сменивший его "кризисный менеджер" Годманис был готов, как в 90-91 году, резать по живому — но поддержки коалиции у него, по сути, не было. Его быстро заменили на "своего" Домбровскиса.

Никакой стратегии выхода из кризиса это правительство разработать не смогло, и ухватилось, как за соломинку, за зарубежные кредиты. Получение кредитов стало не средством, а самоцелью. Правительство готово было пообещать кредиторам что угодно, лишь бы оттянуть немедленное банкротство государства.

Кредиторы требовали конкретных мер, в первую очередь, сокращения бюрократии. Но ни одна из коалиционных партий не желала резать "свои" министерства. В марте коалиция отменила индексацию пенсий, на этом реформы и застряли — приближались муниципальные выборы. Топтание на месте не помогло, коалиционные партии потерпели сокрушительное поражение. Сразу после выборов последовали драконовские меры: урезание пенсий на 10% (работающим пенсионерам — на 70%), резкое сокращение целевых дотаций на зарплаты учителям, отмена субсидий общественного транспорта… В отместку за поражение на выборах правительство переложило свои обязанности на плечи самоуправлений, заодно стремясь "подставить" новое муниципальное руководство. Потихоньку все же началось и сокращение бюрократии.

Время от времени правительство заявляло о революционных изменениях — мол, вводим прогрессивный подоходный налог или радикальные меры по защите должников-кредитополучателей. Все стоят на ушах, лихорадочно считают, анализируют, социальные партнеры готовят обращения — но через пару дней оказывается, что коалиционные партии не договорились, правительство передумало и уже ничего такого не планирует… Если же глобальные планы и не "затаптывают" совсем, то месяцами — даже годами! — топчутся на месте, как это происходит, например, с единой системой оплаты чиновников или налогом на жилье.

Вскоре выяснилось, что метод "гуманного отрезания хвоста по частям" не работает. Выполнить обещанное — консолидировать бюджет на 500 миллионов — все равно не получается. Тогда коалиционные партии заговорили о том, что, мол, пересмотрят условия кредитов. Но — приехал еврокомиссар Альмуния и недвусмысленно объяснил: свои обязательства надо выполнять!

И правительство тут же взяло под козырек. Мол, на 180 млн. увеличим доходы за счет повышения налогов и введения новых. "Нарисовать" такое повышение, конечно, можно, хоть и понятно, что в реальности такого не будет — как уже произошло с повышением НДС: налог подняли, запланировали рост доходов, а реально собранная сумма, наоборот, на треть уменьшилась. Чего, естественно, и следовало ожидать.

Но, кроме того, надо на 320 миллионов уменьшить расходы бюджета. А вот как это сделать — непонятно. Пока что все объявленные правительством планы по сокращению расходов тянут хорошо если на десятую часть этой суммы…

И в этой ситуации Кабинет министров вдруг начинает не резать расходы, а, наоборот, увеличивать финансирование то тут, то там. 13 октября объявлено о выделении дополнительных 25 млн. на неотложную медицинскую помощь. 16 октября — 1,12 млн. на зарплаты учителям со стажем работы более 10 лет и 5 млн. — Службе госдоходов (чтобы работали пять дней в неделю, а не четыре, как фискалы решили после предыдущих сокращений). 10 октября нашлись и 1,9 млн. для МИДа — чтобы не закрывать консульства за границей и даже, видимо, сохранить Институт Латвии, наш маленький департамент пропаганды. На прошлой неделе нашли полтора миллиона на школьный Праздник песни…

Плюс ко всему, несмотря на возражения оппозиции, продлили мандат латвийских войск в Афганистане — тоже немало миллионов. И — обещают не трогать пенсии и зарплаты полицейских, а учителям и врачам так и вообще скоро добавить… В общем, правительство принялось активно тратить, изображая заботу о народе. Как это совместимо с объявленной "консолидацией бюджета"?

Характерно, что вновь активизируется практика выделения денег не напрямую из госбюджета, а из "заначек". Например, из средств Латвийского государственного центра радио и телевидения (ЛГРТЦ). Формально ЛГРТЦ — не монополист: в принципе, любой имеет право построить еще одну вышку на Закюсале и свою систему ретрансляторов и предлагать те же услуги по распространению ТВ и радиосигнала и аренде передатчиков, что и ЛГРТЦ. Но на практике, понятно, монополия Центру обеспечена. 100% капитала Центра принадлежит государству, но большая часть немалой прибыли не перечисляется в бюджет и не используется на развитие самого ЛГРТЦ, а идет на другие цели. Более того, именно ЛГРТЦ является держателем государственных долей в такой прибыльной компании, как LMT — то есть дивиденды от прибыли LMT идут не напрямую в госбюджет, а Центру, и распределяют их не депутаты при составлении бюджета, а госуполномоченный ЛГРТЦ.

Создаются и другие "обходные каналы". В прошлый четверг коалиционные партии проголосовали за то, чтобы разрешить компаниям-монополистам (тарифы которых утверждает Регулятор) жертвовать средства неправительственным организациям. Благотворительность — дело хорошее, но только тогда, когда жертвуют свои деньги. А так тот же "Латвияс газе" собирает деньги со всех потребителей — и не перечисляет их в бюджет, а отдает некоему фонду или спортивному клубу, который нравится руководству компании-монополиста. И поди проследи дальнейший путь этих средств…

Таким образом функции бюджета постепенно "размазываются", все большая часть мелеющего денежного потока проходит мимо бюджета и распределяется какими-то иными способами.

Последним сигналом стало решение министра финансов Репше об отстранении начальника Службы госдоходов (СГД) Яканса. Яканс — человек Народной партии, и, очевидно, его неприкасаемость была одним из условий стабильности коалиции. СГД — основной рычаг, скажем так, воздействия власти на предпринимателей. "Народники" отдали "нововременцам" пост премьера, минфин, минэкономики в обмен на сохранение за собой этого рычага. Репше не мог не понимать, что отстранение Яканса — это объявление войны партнерам по коалиции.

Похоже, партии коалиции устали интриговать друг против друга и "надувать щеки", молча признают свою неспособность остановить экономическое падение и готовы к отставке Кабинета Домбровскиса. Капитан готовится первым покинуть давший течь корабль, при этом тащит с него ценные детали рангоута и вообще делает все возможное, чтобы новому капитану было возможно труднее сохранить корабль на плаву…

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!