
Сегодня портал DELFI заканчивает публикацию высказываний главных действующих лиц языкового референдума. В заключение слово предоставляется президенту Андрису Берзиньшу.
Практичный и сдержанный экс-банкир Андрис Берзиньш изначально не планировал участвовать в референдуме. По словам президента, это чисто политическое событие, которое не имеет смысла. Однако позже под давлением общественности Берзиньш пересмотрел свою позицию и решил всё-таки проголосовать против поправок к Сатверсме.
"Я говорил и буду говорить по-русски. Конечно, в официальных выступлениях, когда этого требует протокол, я буду говорить на латышском. Но если в какой-то неофициальной ситуации я могу лучше донести свою мысль до собеседника на русском языке, я буду говорить по-русски. Или по-английски. Или по-немецки. Почему нет?" (Президент Андрис Берзиньш: я буду говорить по-русски)
"Представьте ситуацию, когда в латвийской армии будут два языка - на одном будет "направо", а на другом - на латышском - "налево". Какое тогда в армии будет единство? В армии я чувствую это лучше всего. В армии языкового барьера нет" (Президент не поддержит ни одну сторону в вопросе о языке)
"Латвийское общество всегда частично было в двух информационных полях. Но за 21 год независимости в Латвии произошло очень логичное сближение и выравнивание. У меня сложилось такое впечатление при наблюдении латышского и русского общества в Лиепае и Даугавпилсе. В больших и человеческих контактах я не чувствую отчужденности" (Берзиньш: кампания за русский язык не будет иметь большого эффекта)
"Им [противникам поправок к Сатверсме] кажется, что, голосуя против, они защитят латышский язык, но это только демонстрация отношения, и ничего больше, потому что тут важно, сколько людей проголосует "за". (Президент объяснил, почему не пойдет на референдум)
«Думаю, что намного эффективнее было бы, если бы каждый, кто за латышский язык, в обычном разговоре попытался бы переубедить хотя бы одного, у кого есть против этого возражения". (Президент объяснил, почему не пойдет на референдум)
"Установление русского языка в качестве второго госязыка - это отказ от Латвии как национального государства и противоречие с основой Сатверсме, идеями основания Латвии и восстановления независимости". (Берзиньш передал в Сейм поправки о втором госязыке)
"Моя позиция ясна. У меня такое мнение и я так считаю! Это абсурдное мероприятие, и я не могу в нем участвовать, ведь я стал бы участником абсурдной игры. Я не хочу и не буду таким участником игры". (Берзиньш: референдум по русскому языку - абсурдная игра)
"Ходи или не ходи на референдум - результат будет тот же. Это абсурдная ситуация. Я - человек, который думает и оценивает. Я буду действовать, как посчитаю необходимым на тот момент. Пусть каждый делает, как хочет". (Берзиньш: мы все должны думать в одном направлении)
"Язык - это инструмент, чтобы получать новые знания и идти вперед. Если мы продолжим спорить о языке, то далеко не уйдем. Новые рабочие места от этого не появятся". (Берзиньш: молодежь должна знать хотя бы четыре языка)
"Мне кажется, что мы боимся уже собственной тени. Бояться нечего. Каждому нормальному человеку это ясно... Не моя вина, что многие на этом нагреются. Я считаю, что нельзя было это делать. Надо было прекратить в самом начале" (Берзиньш: из-за референдума мы боимся уже собственной тени)
"Если попытаться это [равновесие] разрушить, то проблемы явно видны. Так мы и пришли к референдуму о втором госязыке. Это равновесие важное, но хрупкое". (Президент: Латвия достигла хорошего баланса в образовании нацменьшинств)
Все новости об Андрисе Берзиньше (на латышском - здесь)
Подробнее полемику вокруг предстоящего референдума можно отслеживать здесь