Foto: AFP/Scanpix

Вчера в Киеве режим Януковича начал настоящую войну против собственного народа. Эта брутальная атака и невинно пролитая кровь придали особую политическую и эмоциональную ценность фотовыставке и концерту, которые накануне состоялись в зале Йехуди Менухина в Европарламенте.

Пианист Дмитро Суховиенко сидел спиной к слушателям. Так же, как на облетевшей весь мир глубоко символичной фотографии, на которой одинокий пианист играет для вооруженной до зубов черной стены боевиков "Беркута". Суховиенко исполнял произведения Шопена и украинских композиторов. На фоне на большом экране были видны яркие фотокадры народной революции в Киеве.

Было полное ощущение присутствия. Все мы знали, что незадолго до концерта боевики "Беркута" напали на Майдан, что насилие продолжается и во время концерта. Были первые восемь убитых. Перед концертом, конечно, выступали депутаты ЕП. Говорили про солидарность, поддержку, выражали сочувствие, но на фоне побоища в Киеве эти слова звучали бледно. Комиссар Фюле только что закончил телефонную беседу со временными премьер-министром Сергием Арбузовым, который пообещал, что больше жертв не будет. Пустое обещание, ведь все мы знали, что несмотря на кровь, звонки европейских политиков, призывы прекратить насилие и возобновить политический диалог, даже предупреждения и санкции, Янукович не отозвал ультиматум до 18:00 освободить площадь.

Чувство бессилия было ужасным. Наверняка так же чувствовали себя друзья Балтии в кровавый январь 1991 года, глядя, как в Вильнюсе и Риге убивают людей. У них тоже не было бы никаких возможностей вмешаться, если бы Москва решила зачистить баррикады в Риге, Таллине и Вильнюсе при помощи танков и спецподразделений. Но советский режим остановился после первых звонков западных лидеров, связавшихся с Горбачевым. Угроза экономических санкций оказалась настолько сильной, что борцов за свободу стран Балтии не уничтожили. Тогда "совок" был один. Без какой-либо экономической или другой поддержки внешнего мира. И это не оставило Горбачеву выбора. Янукович не один. За ним стоит Россия со своими газовыми деньгами и военными мускулами. Кроме того, как Путин, так и Янукович знают, к чему может привести "мягкотелость" — это крах "совка", революция роз в Грузии, арабская весна. Вчера Янукович перешел свой Рубикон и у него больше нет пути назад. Его, как и других павших диктаторов, ожидает суд и наказание за преступления против собственного народа. Поэтому его победа или поражение должны быть тотальными. Это борьба не на жизнь, а на смерть. Если победит Янукович, тогда мертвых закопают, тюрьмы забьют до отказа, и счастливы будут те, кому удастся стать беженцем в Европе.

Мне стыдно за беззубую позицию Евросоюза, которая особенно ярко проявилась на недавней встрече министров иностранных дел. Весной 2008 года, когда Россия вторглась в Грузию, благодаря упорству стран Балтии и Польши Европу удалось расшевелить для оказания давления и активной дипломатии. На этот раз у ЕС очень низкий "профиль". Недопустимо низкий. Мне стыдно за нашу комфортную беззубость. Для одних это экспортный рынок, для других — газовая игла, третьим страшно, "что скажет Россия?". А в это время на Украине растет насилие. Хорошо, что министр иностранных дел Латвии после затянувшихся фраз типа "следим с растущей тревогой, выражаем сожаление и призываем все стороны…" понял, что надо инициировать введение санкций ЕС против виновных. Что думает президент, вообще никто не слышал.

Что делать? Насилие режима Януковича нужно не только жестко осудить, но и немедленно использовать санкции против деятелей режима и их спонсоров, в том числе аннулировав визы и заморозив счета в европейских банках. И это особенно касается австрийских, кипрских и латвийских банков, которые контролируют в том числе украинские олигархи. Министры иностранных дел Европы должны вызвать к себе украинских послов и пояснить, насколько болезненными и целенаправленными будут санкции против режима. Общественные и политические лидеры Европы должны четко и ясно продемонстрировать солидарность с народом Украины — и на символическом (акции поддержки, визиты на Украину), и на практическом (помощь медиков, фонд поддержки пострадавших и т.д.) уровне.

В воскресенье заканчивается Олимпиада. Руки Путина больше не будет связывать образ олимпийского миротворца. Он сможет оказать помощь своему единомышленнику и брату-диктатору Януковичу. Неужели лидеры ЕС и на это будут смотреть спокойно, не идя дальше суровых политических заявлений? Пора действовать!

Перевод DELFI

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!