Foto: PantherMedia/Scanpix
Проблемы демографии в стране попали в поле зрения политиков и чиновников. В ближайшее время будет много громких лозунгов, формальных документов и длинных заседаний.

Но, боюсь, человеческий аспект проблемы останется в тени экономических и политических факторов. Рождение и воспитание каждого ребенка — это создание нового чуда, которое несет в себе очень много человеческих интимных эмоций, а также багаж эмоциональной памяти предыдущих поколений. Если даже политики и чиновники сделают самую простую работу, выразив экономическую ценность детей в числах и таблицах, на самый трудный вопрос — кто мы такие и кто наши дети — нам придется отвечать самим — индивидуально и в рамках всего общества.

Я пишу эту статью, как женщина в репродуктивном возрасте, у которой по причинам, определенным природой, есть один ребенок, и которая, как сознательная гражданка и патриотка, видимо, должна чувствовать себя виноватой, слушая публичную истерику о том, что я больше ничего не смогла и, наверное, не смогу сделать ради блага латышского народа. Я думаю также о том, в каком мире будет жить мой ребенок, и как мне подготовить его к жизни в мире, о котором у моего поколения вроде как нет никакого представления. Честно говоря, меньше всего я думаю, что мой ребенок должен содержать меня в старости. В большой степени считаю это моей собственной ответственностью.

Обсуждать и улучшать надо пенсионную систему, которая должна приспособиться к неизбежным переменам в мировой экономике, а не жить в иллюзии, будто созданная в 1990-е годы, современная по тем меркам, система является железной гарантией благополучной старости.

Призываю задуматься, почему мы вообще даем жизнь детям. Ведь из публичной дискуссии вытекают лишь две причины: безопасность нашей пенсионной системы в ближайшем и существование национального государства в отдаленном будущем. Моя натура этому противится. Мне кажется, считать новую жизнь только политической и экономической единицей — это весьма циничный и материалистский взгляд с привкусом марксизма. Хотелось бы надеяться, что большинство людей имеет детей как эмоциональное наполнение своей жизни, как цель своего существования в этом мире. Поэтому я считаю, что в XXI веке демографические проблемы не решаются при помощи установок правительства или политиков — рожай лишь потому, что нам нужны налогоплательщики и пенсии!

Сейчас нас бомбардируют ужасающими прогнозами о том, как скоро следы этнических латышей на берегу "Янтарного моря" полностью исчезнут. Возможно, кого-то это действительно вдохновляет, чтобы напрямую отправиться в спальню. Но, во-первых, мне кажется неэтичным по отношению с остальным жителям Латвии допускать в демографической политике этническое разделение. Во-вторых, неужели кто-то всерьез верит, что таким образом мы застрахуем свое национальное государство навечно?

Второй аспект, почему латвийское государство через несколько десятилетий, вероятно, будет выглядеть иначе в плане национального состава, это возможности открытого мира, которые мы пока не полностью оценили. Слишком часто под влиянием экономических проблем мы жалуемся, что люди уезжают от отчаяния, но мы не хотим увидеть возможности развития индивида.

Неужели лишь ради сохранения национального государства в абстрактном будущем мы скажем своим детям — не выбирайте профессию ученого, артиста, врача или инженера, ведь тогда у тебя будет больше возможностей развития в более крупной стране, аудитории или на рынке? Лучше останься чернорабочим, ведь этим можно заниматься и на родине!

Возвращаясь к обязанности властей думать о решении демографических проблем, мой совет — оценивать как можно больше аспектов, а не только узкие материальные или политические факторы.

Во-первых, не надо кричать, что снижение населения автоматически означает конец государства, и рисовать апокалиптические картины на берегу Даугавы. В мире есть страны гораздо меньше Латвии, которые живут успешно благодаря правильному хозяйствованию и управлению. Например, Эстония, Словения, Люксембург. Значит, надо пересмотреть планирование политики, предусмотрев не только бесконечный рост во всех сферах, но и вариант "Б", если число жителей сократится или не изменится.

Демографические проблемы нельзя решить только за счет "материнских зарплат" или других материальных стимулов. Это нужные вещи, но это также циничный самообман. Через много лет мы можем очнуться после него в состоянии сильного похмелья. Это также опасный сигнал для нового поколения, потому что такие эмоциональные ценности как семья и создание детей связываются только с материальными категориями. К тому же, чтобы вырастить ребенка, "материнских зарплат" и родительского пособия мало.

Для создания, воспитания и обучения ребенка нужно качественное здравоохранение, система образования, безопасность и порядок в стране. Список можно продолжить, но суть в том, что нужно достойное человека общество и государство, чтобы люди хотели свить здесь свое гнездо, реализовать свою жизнь в детях.

И, наконец, о человеческом и этическом аспекте. Можно написать отдельную статью об исторических и эмоциональных причинах, почему женщины моего поколения и младше меня не рожают количество детей, необходимое для воспроизводства рабочей силы. Не углубляясь в прошлое, надо честно посмотреть на ситуацию, в какой находится часть уже родившихся детей. Почти еженедельно СМИ сообщают ужасные новости о насилии против детей. Хладнокровная и равнодушная статистика сообщает о тысячах, которые не посещают школу. Несмотря на громкое обсуждение демографических проблем, детские дома почему-то не исчезли.

Нет смысла увеличивать материальные стимулы и "делать" детей, если мы, как общество, обрекаем их на ничтожную жизнь. Наша ответственность в том, чтобы определить, есть ли у нас этическое ядро и иерархия ценностей. Этого не избежать и тем, кто примерно рожает и воспитывает детей, ведь они не живут на необитаемом острове. Их детям придется жить рядом с теми, кто пострадал от насилия, не ходил в школу и был оставлен. В публичной дискуссии мы непростительно мало слышим о "человеческих" аспектах, не говоря уже об уровне политиков и чиновников. Если мы продолжим в духе марксизма воспринимать детей как единицы рабочей силы, а родителей как производителей этих единиц, то решение демографических проблем будет найдено по букве, а не духу.

Сокращенный перевод DELFI. Оригинал здесь

Seko "Delfi" arī Instagram vai YouTube profilā – pievienojies, lai uzzinātu svarīgāko un interesantāko pirmais!